Аркадий Черкасов    Часть III   ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ МОЗАИКА И МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КАНАДЕ

 

 

Национализм, патриотизм и перепись 1996 года

Продолжая разговор о ”народах-основателях” Канады и, в частности, первом из них (по времени возникновения) франкоканадцах, хотелось бы уточнить тот особый смысл, который в Канаде часто придается слову ”национализм”. Нередко приходится слышать о ”националистических” и даже ”сепаратистских” настроениях части франкоязычных жителей провинции Квебек. Однако, следует учесть, что современное франкоязычное общество Квебека само является многоэтничным: помимо квебекцев французского происхождения здесь проживают и потомки давно поселившихся в Квебеке британцев (в 1991 г. 4,2% жителей провинции, не считая лиц смешанного происхождения), иммигрантов из Италии (2,6%), Греции, Португалии, Латинской Америки, арабских стран, Индокитая и т.д. В Монреале доля этих ”аллофонов” (принятый здесь термин буквально, ”иноговорящих”, обозначающий лиц с родным нефранцузским и неанглийским языком) составила 25% (при том, что 89,5% населения города в 1996 г. свободно владела французским языком, 58 % английским и лишь 2% только ”иными”. Как и в других крупных канадских городах, иммигранты стихийно образуют компактные ”этнические кварталы”, среди которых выделяются большой (в центре города) и несколько меньших китайских (точнее, китайско-вьетнамских), по нескольку итальянских, греческих, португальских, русско-еврейских и даже арабских и армянских. В последние десятилетия в Монреале возникла и своя ”черная община”, говорящая на французском языке это иммигранты из Гаити ( в 1996 г. более 70 тыс. ). Квебекское общество все более напоминает по своей структуре ”этническую мозаику” Онтарио и других англоязычных провинций с той лишь разницей, что роль языка межэтнического общения здесь играет французский. Сходство с ”общефедеральной” картиной дополняет и преобладание в редкозаселенной северной части провинции коренных народов эскимосов-инуитов и индейцев. Эти аборигены Квебека, как и этнические меньшинства в Монреале, не только не поддерживают квебекский ”сепаратизм”, но и ясно дали понять, что в случае отделения Квебека от Канады они потребуют, в свою очередь, выделения компактно заселяемых ими территорий из состава Квебека с тем, чтобы оставить их в составе Канады. Эта инициатива, поддержанная представителями федерального правительства, вызывает резкие возражения правительства провинции Квебек.

Впрочем, как уже говорилось, в том, что касается программы правящей в провинции и пользующейся поддержкой большинства ее населения Квебекской партии, то в ней идет речь о ”суверенитете”, ее сторонники называют себя не ”сепаратистами”, а ”суверенистами”. Политический суверенитет первая часть ее программной формулы ”суверенитет-ассоциация” это не одно и то же, что полное отделение от Канады, и здесь необходимо соблюдать терминологическую точность

Столь же неточный термин это ”квебекский национализм”. Слово ”национализм” по отношению к Квебеку употребляется обычно в самом негативном смысле, совсем не в том ”ласковом” смысле, в каком употребляли этот термин в 1970-1980-е годы по отношению к канадским (в большинстве, онтарийским по происхождению и ”общеканадским” по сути) националистам большинству министров кабинета П. Трюдо. Эти либеральные деятели боролись против экономического и культурного засилья американцев в Канаде. Фактически, термин ”национализм” употреблялся тогда как замена слову ”патриотизм” слишком высокопарному для англоканадских традиций. Конечно, те, кто помог разбогатевшей, наконец, до американского уровня Канаде освободиться от излишней экономической зависимости от южного соседа, стимулировал развитие национального канадского капитала и поощрял развитие национальной канадской культуры, сдерживая экспансию ”массовой культуры” из США, были никакие не ”националисты” (в негативном звучании этого слова), а самые настоящие патриоты.

Но не то же ли самое, что 20 лет назад в Онтарио, происходит сейчас в Квебеке, который, наконец, освободился от своей ”традиционной” экономической отсталости и связанного с ней ”комплекса неполноценности”? Новое поколение квебекцев, возникшее в результате ”Тихой революции” 1960-1970-х гг. (которая ведь началась именно с реформы народного образования), успешно занимается бизнесом, наукой и все в большей степени техникой на родном, французском языке по переписи 1996 г., родном для 81,5% жителей провинции, языке домашнего общения для 83%, языке, которым свободно владеют 94% жителей (тогда как английским только 43%). Представляется в высшей степени нормальным явлением (а никаким не ”проявлением национализма”) то, что французский язык провозглашен единственным официальным языком провинции. Кстати, это было впервые сделано не ”националистической” Квебекской партией, а федералистской Либеральной партией Квебека. Ведь ”Хартия французского языка” ”Закон №101”, принятый Национальной Ассамблеей Квебека в 1977 г., лишь торжественно закрепила кое в чем даже смягчив основные положения провинциального ”Закона №22”, проведенного либералами в 1974 г. Не следует забывать и то, что единственным официальным языком соседней ”англоязычной” провинции Онтарио (с более чем миллионным франкоязычным населением) является английский.

Английский же является единственным официальным языком и всех других провинций и территорий Канады, за исключением двуязычного Нью-Брансуика, и многоязычных (с 1990 г. 8официальных языков!) Северо-Западных территорий, а также новообразованной Территории Нунавут. Впрочем, федеральные службы, действующие на территории всех канадских провинций, включая Квебек, двуязычны.

 
 


К тому же следует подчеркнуть, что пресловутый квебекский ”национализм” в настоящее время носит исключительно ”лингвистическую” (языковую) направленность и полностью лишен какого-либо ксенофобского, расистского оттенка. Этнокультурная политика, т. е. политика в отношении иммиграции и этнокультурных меньшинств правительства Квебека в настоящее время весьма напоминает ”мультикультурализм” политику развития многих культур, проводимую федеральным правительством Канады. Иммиграционные службы Квебека поощряют иммиграцию в Квебек из любой части света причем, естественно, при отборе иммигрантов предпочтение отдается тем, кто владеет французским языком, а созданные во всех крупных городах и регионах Квебека ”центры приема” иммигрантов (COFI) предусматривают бесплатное обучение французскому языку для тех, кто владеет им в недостаточной степени. Таким образом, в провинции (особенно это заметно в Монреале) возникло многоэтничное, многорасовое, многокультурное общество, весьма напоминающее то, которое давно сложилось в канадских англоязычных городах но говорящее на французском языке. Так, из 120 тыс. чернокожих жителей Монреаля большинство (более 70 тыс. в 1996 г.) составляют франкоязычные гаитийцы. Среди 100-тысячного еврейского населения того же Монреаля, параллельно давно сложившейся исторически англоязычной общине складывается быстро растущая община франкоязычных марокканских евреев; значительную долю жителей ”китайских” кварталов Монреаля сейчас составляют владеющие французским языком выходцы из стран Индокитая. Как уже отмечалось, в Монреале городские власти периодически устанавливают большие красочные плакаты с изображением симпатичных лиц из числа ”видимых меньшинств” с подписями типа ”Волосы курчавые а сердце квебекское” или: ”Глаза, как миндаль, а смотрят на мир по-квебекски”.

”По-квебекски” не значит ”по-антиканадски”: ведь следует учитывать, что в Канаде практически везде канадский патриотизм носит ”местную” окраску. Канадские патриоты в Онтарио, как правило, гордятся именно Онтарио, то же и в Альберте, и в Британской Колумбии. Квебек здесь не исключение, и если многие квебекцы считают, что Квебек это старейшая, наиболее ”подлинно канадская” и, по их убеждению, лучшая часть Канады (само существование Квебека и его франкоязычной культуры в рамках Канадской конфедерации делает Канаду особенной, уникальной, непохожей на другие страны) это совсем не обязательно ”национализм”, это вполне может трактоваться и как проявление своеобразного канадского патриотизма.

Это уже высказывавшееся парадоксальное мнение получило неожиданное статистическое подтверждение. В ходе общеканадской переписи населения 1996 г. в текст опросника относительно этнического происхождения респондента, были включены ”подсказки” 24 вариантов ответов: ”английское”, ”французское”, ”украинское” и т. п. (оставлены также чистые места для других вариантов; указывалось также ”чистое” либо ”смешанное” происхождение), и среди них, впервые в истории переписей, был вариант: ”канадское”. (Во время переписи 1991 г., когда не было такой ”подсказки”, идентифицировали себя как просто ”канадцы” лишь 2,8% населения страны, притом в Онтарио 5,3%, а в Квебеке лишь 0,3%). В 1996 г. свое этническое происхождение как ”чисто-канадское” определили 18,7% канадцев (а как ”чисто-британское” 17,1, ”чисто-французское” 9,5%, остальные либо ”прочего”, либо ”смешанного” происхождения). Так вот, наибольшая доля населения с ”чисто-канадской” самоидентификацией оказалась именно в Квебеке почти 38% ! (Странно, что эти удивительные данные прошли как-то незаметно: поэтому автор взял на себя смелость опубликовать их вторично, что вообще-то не принято. Источник The Daily Statistics Canada, February 17, 1998. …Интересно, что покажет очередная перепись населения Канады в мае 2001 г.? Впрочем, мы об этом узнаем не раньше, чем через два года: канадская статистика тщательна, но и нетороплива).

Следующими по доле жителей, считающих себя просто ”чистыми канадцами” в 1996 г. шли провинции Нью-Брансуик 24% и Ньюфаундленд 21%, тогда как в ”сверхфедералистском” Онтарио ”канадцами” считают себя лишь 12% жителей.

Свое ”чистое” или ”смешанное”, но именно ”канадское” происхождение указали 3320 тыс. квебекцев (в т. ч. ”чистое” 2660). В то же время свое ”французское” происхождение назвали лишь 2870 тыс. (из них ”чисто-французское” 2060 тыс.), ирландское 315 тыс. (в т.ч. ”чистое” 60 тыс.), английское 290 тыс. (75 тыс.), итальянское 245 тыс. (165 тыс.), шотландское 190 тыс. (30 тыс.), и т. д. Интересно, что свое происхождение как просто ”квебекское” указали только 78 тыс. квебекцев (в том числе ”чисто-квебекское” 55 тыс.). Учитывая, что в Квебеке проживает 5,75 млн. человек с родным французским языком, это означает, что более половины франкофонов Квебека считают себя в первую очередь канадцами, и очевидно, что в их число попадают и многие из тех 49,4% жителей провинции, которые на референдуме 1995 г. голосовали за суверенитет Квебека (напомним: политический суверенитет, но при сохранении экономического союза ассоциации с ”остальной” Канадой, т. е. фактически в рамках Канадской конфедерации). Большинство же представителей этнических меньшинств Квебека твердо голосовали за сохранение единства страны.

В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что этнокультурная мозаичность населения Канады, как мы видим на примере Квебека, фактор не разобщающий, а, напротив, сплачивающий единство страны, нейтрализующий центробежный эффект этнотерриториального регионализма. Аналогичным образом, ”французский факт” в Западной Канаде сильное средство против если не сепаратистских, то регионалистских устремлений, периодически проявляющихся и в этой части страны.

 

 

(Продолжение статьи)

Части:   словарь,  I,  II,   III ,  IV, V, VI


Canadian Ethno-Cultural Mosaic Part 4:

Nationalism, Patriotism, and 1996 Census.

By Arkady CHERKASOV

In this part of the article, the author analyzes the paradoxical results of the 1996 Canadian Census of Population which reveal the ”record level of Canadian patriotism”, of all the provinces, in the Province of Quebec! He argues that the notorious ”nationalism” of the present-day Quebeckers in reality may resemble the all-Canadian ”nationalist” (patriotic) movement of 1970-s Trudeau’s epoch which was then so characteristic for English-speaking Ontarians and was aimed to safeguard the Canadian culture from the intrusion of the ”mass culture” from the USA.

Канадский паспорт №34

 niw 11.09.01