ЭВА ЗАМАЛИНА

СТРЕЛЕЦ СО ЗНАКОМ
СКОРПИОНА

Биографическая справка:
Эва Замалина - родилась в г. Оренбурге в годы 
Великой Отечественной Войны. В 1963 году окончила Харьковский Инженерно - Строительный Институт. Работала в ГПИ "Харьковский Сантехпроект". В Израиль репатриировалась с мужем и семьёй сына в 1992 году. В настоящее время живёт в г. Ашкелоне.
Печатается в газетах "Новости недели" и "Новости".

 

Эва Замалина. Стрелец со знаком скорпиона
(рассказы, повесть, эссе)
Издательское содружество А. Богатых и Э.РАкитской ( Э.РА). Москва - Ашкелон,2004 

© All rights reserved by author Eva Zamalina
( Эва Замалина), 2004
Дизайн обложки - Ирина Любарская
Рисунки - Елена Замалина

Автор благодарит писателя Михаила Берковича за помощь в издании книги.
Eva Zamalina Sagittarius with the sign of scorpion

Книгу можно заказать написав автору 

 

Предисловие

Работая уже несколько лет с авторами некоммерческой литературы, я заметила, что в последние годы весьма популярным стал жанр семейной хроники, воспоминаний, заметок о пережитом, документальных рассказов, которые написаны людьми, даже не подозревающими, что их откровения интересны не только им самим, но и кому-то еще. В самом деле, считают они, вот мемуары маршала Жукова или Аллы Пугачевой - это памятник эпохи, а кому нужны мемуары инженера, редактора или учительницы?.. Но я убеждена, что эти люди ошибаются.
Воспоминания их, на мой взгляд, интересны миллионам даже более, чем мемуары какого-нибудь знаменитого шпиона. Ибо это свидетельства стремительно уходящего в прошлое времени, иной ментальности, уже совершенно не понятной молодым людям - и не только тем, которые, скажем, родились в Израиле или США, но и тому поколению, которое выросло в России после распада СССР. Эти молодые люди иной раз задают самые нелепые, с нашей точки зрения вопросы: "Кто такие стиляги и чем узкие брюки помешали КГБ?", "Почему в Советском Союзе не каждый желающий мог издать свою книгу? - у них что, не было денег?", "Зачем Эдуард Кузнецов хотел угнать самолет? - не было билетов?"… и проч. 
Читая воспоминания и документальную прозу, молодые люди узнают не только о семейных корнях, но и погружаются в атмосферу того времени, которое для нас, старших, еще не история, но для тех, кому сейчас 15-20 лет - уже миф… И чем больше пройдет времени, тем более ценными станут эти свидетельства очевидцев. Именно поэтому, как мне кажется, любой, кто написал и издал книгу о жизни, - заслуживает если не медали, то огромной благодарности и преклонения.
А если эта книга, как книга Эвы Замалиной, которую вы держите в руках, написана еще и талантливо с литературной точки зрения, то такому подвигу (именно - подвигу), на мой взгляд, нет цены.
Герои повествований - реальные люди, встреченные автором на жизненном пути и оставившие след в её душе. Книгу автор посвящает своему внуку Даниэлю, рождённому уже на израильской земле, а рассказывается в ней - о прошлом и настоящем, о людях, их мирах и судьбах, о памяти, сохранившей их для нас.
Однако "Стрелец…." - не просто тёплые воспоминания, а самостоятельная художественная ценность. Не случайно отдельные главы книги называются рассказами, повестью, а некоторые из них я бы назвала новеллами. Мастерски выстроенное повествование при всей его внешней простоте и незамысловатости заставляет думать и сопереживать героям. Проза соответствует всем законам жанра, и - что удивительно - автор при этом нисколько не отступает от документальности. Точность и лаконичность языка выдает явную литературную одаренность, высокую культуру и глубокую интеллигентность автора. Думается, эта книга будет интересна самому широкому читателю.

                                        Э. Ракитская, член Союза писателей Москвы

 

  ТРИ ПРИБАЛТИЙСКИЕ ИСТОРИИ
 


"БОРДЕЛЬ" В ЯНТАРЕ"

История первая. 

Начало шестидесятых, июнь. Институт окончен, диплом успешно защищён, и мы - две пары друзей - молодожёнов с некоторым опозданием можем себе позволить свадебное путешествие. Перебрав все возможные варианты, сразу отбрасываем вариант отдыха на юге. Ещё свежи в памяти поездки на юг "дикарями", всевозможные мытарства вместо полноценного отдыха. Кроме того, в воздухе уже несколько лет витает модное словосочетание - Рижское взморье.
Друзья и знакомые, успевшие там побывать, делились восторгами: запад, другая жизнь, культура, обслуживание. Ну, а о природе, море, лесах, песчаных пляжах, дюнах и архитектурных красотах и говорить не приходится.
Погода, правда, капризная, но всё компенсируется полноценным отдыхом, Последнее окончательно повлияло на наш выбор. И мы, предвкушая ожидающие нас удовольствия, получив заказанные за месяц вперёд билеты на поезд, счастливые отбываем в сторону Риги. 
Город встретил нас моросящим дождиком, но вскоре небо посветлело, и скупое прибалтийское солнышко робко выглянуло из-за низких свинцовых туч. Едем в Юрмалу, отмечая свежим глазом простирающиеся за окнами электрички красоты: сосны, взморье, песчаные дюны... 
Время приближалось к вечеру, и хотя ночи здесь в это время года не тёмные, солнце садится поздно, нужно было поторапливаться с устройством. Переходим от дома к дому в поисках квартиры с энтузиазмом обратно пропорциональным росту усталости. Поиски жилья до позднего вечера результатов не дали. Нас здесь определённо не ждали. 
Городки мелькали перед глазами, как карты в игре в "дурака", уходящие в "отбой"" Майори - "бито", Дзинтари - "бито", Дубулти - тоже "бито"...
Слегка поникшие, бредём центральной оживлённой улочкой Иомас. Мимо нас, не спеша, дефилируют благо-получные, разодетые отдыхающие, которые знают, где проведут ночь. Сверкают витрины, призывно звучит музыка, но всё это пока не для нас.
С шумной улочки сворачиваем в сосновый лесок, там есть деревянные дачные домики, украшенные ажурной резьбой, которые могут сдаваться. Перед нами уютный зелёного цвета деревянный дом с ухоженным садиком. Подходим с надеждой. В окнах свет, значит хозяева на месте. Звоним, сначала робко, потом - настойчивей. Тишина... 
Подходим ближе, заглянули в окно и в смущении отпрянули. Чёрт! Как не во время! За окном - обнаженные девушка и парень, у них любовь... Уставшие и расстроенные, возвращаемся в Ригу, отложив поиски на утро следующего дня. А пока, с трудом обнаружив свободные места в зале ожидания железнодорожного вокзала Риги, спешим занять их на ночь.
Дремлем по очереди. Патрулирующие милиционеры, поочерёдно будят транзитников, прикорнувших в твёрдых пластмассовых креслах, предупреждая кражу вещей и документов. Кое-как пересидели, почти не сомкнув глаз.
Рано утром мужчины решают ехать в Юрмалу сами, и приехать за нами после разрешения квартирного вопроса. Лишенные сил и инициативы, мы с подругой доверили им этот серьёзный вопрос, о чём в последствии пожалели. Через часа два наши первопроходцы вернулись за нами, и мы снова в Юрмале, в Майори.
Остановились перед двухэтажным домом, рядом с ним киоск, полный изделий из янтаря. Быстренько внесли вещи в снятую на втором этаже квартиру и, не сильно осматриваясь по сторонам, завалились спать, сраженные бессмысленными вчерашними поисками и ночью на вокзале. 
"А поутру они проснулись..." Долго не могу понять, где я нахожусь. Совершенно пустая комната с голыми серыми стенами, с лампочкой без абажура, маленькое окошко. На стенке три гвоздя, нужно понимать - это вешалка. Какой-то короткий, но высокий сундук, исполнявший роль топчана, на котором я себя и обнаружила, продрав глаза. 
На узкой прогнутой, как гамак, железной кровати под серой застиранной простынёй, спит муж. Дверь темно коричневая, вся в разводах от царапин, с ободранной дыркой для ключа. Всё мрачное, серое, какое-то заброшенное и нежилое. Постепенно с ужасом до меня доходит - здесь мы проведём наш первый совместный отпуск!? Как это не похоже на мои розовые мечты!? Пока муж спит, в тоске, даю волю слезам, но быстро успокаиваюсь.
Подумаешь, удобства и красота! Это всё есть дома. Зато в двух шагах море, сосны, будем гулять, ездить... Решила больше об этом не думать. В конце длинного обшарпанного коридора отыскался замызганный умывальник, в торце - туалет с круглой дыркой, усовершенствованный в сравнении с дворовым, вместо выгребной ямы - сквозная труба. 
Быстро собравшись, боясь посмотреть друг другу в глаза, не обменявшись впечатлениями, мы молча выбежали на залитую солнцем улицу. У дома какие-то женщины протягивали нам низки с янтарём, предлагая купить недорого, но у нас ещё всё впереди. Нужно где-нибудь перекусить и начать осваиваться на новом месте.
Перед нами вывеска крупными буквами на латышском "Едница", по запаху догадались - столовая. Входим, народу непривычно мало. Самообслуживание, у нас оно тогда только внедрялось, а тут уже функционирует, отмечаем про себя. Ассортимент тоже впечатляет: копчёный угорь, сёмга, креветки, невиданный ранее выбор морепродуктов, салат оливье…
Выходим сытые и довольные. Уютной улочкой европейского городка мимо кафе, ресторанов спускаемся к морю. Нас обдает освежающий морской ветерок, смешанный с ароматом вековых сосен над пляжем, а перламутровая в солнечных лучах синева морской глади влечёт и манит. 
На ходу сбрасываем обувь и бежим к ней, утопая по щиколотки в жёлтом кварцевом песке. Всё безумно красиво: и бесконечное янтарное взморье, и создающие тень сосны, и стаи взлетающих чаек, и сверкающий стеклами в форме парохода над пляжем, ещё не сгоревший ресторан "Юрас перлас"...
Прекрасный день, полный впечатлений, а поздно вечером мы вернулись домой.
Длинный коридор подозрительно оживлен. Взад и вперёд снуют какие-то люди, мало похожие на отдыхающих. Хлопают двери, играет бравурная музыка, возбуждённые голоса... Входим к себе и закрываем дверь на ключ. Пытаемся уснуть, но мешают пьяные крики, женский визг. С трудом задремали, но в неглубокий сон прорываются те же голоса. 
Через какое-то время резкий стук в дверь, не открываем. Стук усиливается. Голоса за дверью:
-Томка, с..., открывай! - И - рулады непереводимого мата. Дверь начинает дрожать и поддаваться. Молча переглядываемся с мужем, он нехотя встаёт, обмотанный простынёй, открывает дверь. Объясняет, что никакой Томки здесь нет. Подвыпившие мужики рвутся в дверь, потом, увидев меня, что-то соображают и ретируются.
Ночь разбита. Утром пытаемся выяснить у жильцов снизу, что всё это значит. 
- А, бордель, там у них, бордель, - обыденно, как о погоде, сообщает соседка. 
- Жены моряков, когда мужья в плавании, принимают клиентов. А, что к вам стучали, так дверью ошиблись. Да не волнуйтесь. Это только по выходным бывает, - успокоила, увидев наши сникшие от её сообщения лица.
Бордель... Ничего себе! Всплывают в голове рассказы Мопассана. Ну и попали. Ну, что ж, на двадцать дней отдыха, выпадут ещё два выходных. 
- Выдержим? - хитро улыбаясь, испытывает меня муж. Быстро в уме прикидываю варианты. Перспектива ещё раз искать жильё вместо моря, сосен, дюн меня совсем не привлекает. 
Махнув рукой, бодро отвечаю:
- Выдержим! 
И мы снова погружаемся в атмосферу полноценного отдыха. Возвращаемся на песчаный пляж к дюнам, где при тщательном поиске обнаруживались иногда осколки природного янтаря. Когда погода бывала не пляжной, мы просто гуляли вдоль берега, вдыхая вкусный запах морского ветра, отмахиваясь от местных мальчишек, без конца предлагавших ручные изделия из янтаря.
В день отъезда я всё-таки не устояла, и приобрела на пляже колечко с необработанным янтарём с застывшей в нем навечно мушкой. Уже сидя в купе поезда по дороге домой все по очереди рассматривали моё последнее прибалтийское приобретение. 
Поверхность камня была явно исцарапана. После внимательного изучения, мы с удивлением обнаружили, что на янтаре, как на заборе, было нацарапано слово из трёх букв. 

 


СЕКТОР ШИФРИНЫХ

История вторая.

Без дороги из дома нет дороги домой
                                                       (Из песни)

Пробежали аллюром ещё одиннадцать лет. Я снова в Юрмале уже с семилетним сыном, женой брата и племянницей. Ситуация повторялась, какое-то дежа вю, мы опять в Майори и опять ищем съёмное жильё. Предложение шло нам навстречу само в лице высокой брюнетки.
Видимо нас можно было узнать издалека, обеспокоенный вид вновь прибывших не вписывался в образ уже устроенных отдыхающих. Поэтому женщина сразу поинтересовалась:
- Ищете жильё? И не дожидаясь ответа, сообщила: 
Здесь, в Майори моя сестра как раз сдаёт комнату на четверых. Хотите посмотреть?
Мы конечно хотели. На улице Конкордияс за калиткой - двухэтажный, небольшой, но основательный кирпичный дом с верандой и садом. В саду цветущая сирень, яблони, вишни, алыча... Встречает нас маленькая седая женщина с живым взглядом тёмно-карих глаз и выразительной мимикой. Волнистые волосы гладко зачёсаны и собраны сзади в маленький узел.
Хозяйка показывает нам веранду, приспособленную под жилое помещение. Довольно просторная комната с большими окнами, четыре аккуратно прибранные кровати, шифоньер. Ничего лишнего, но всё необходимое на месте. Знакомимся. 
- Раиса Ильинична Шифрина, - представляется хозяйка и, любезно предложив нам чай, удаляется, чтобы принести чайник и чашки. Ей явно хочется поближе узнать своих новых кварти-росъемщиков. Отвечая на вопросы, рассказываем о себе.
На меня и сына смотрит с любопытством, со смехом, смущённо признаётся: 
- А я засомневалась, думала, что Вы - шикса мыт а шей-гец* (русская девушка с мальчиком. Идиш).
О ней и её семье мы услышим от неё завтра, когда она придёт узнать, как мы провели ночь на новом месте и не нужно ли чего-нибудь ещё. Каждое утро мы будем слушать весёлые, и грустные, но всегда яркие, артистично переданные истории её семьи. В ней, несомненно, жила не реализовавшая себя актриса, возможно даже клоунесса. Поэтому истории их суровой лагер-ной жизни она передавала с трагизмом комедийной актрисы. 
Раиса Ильинична бесшумно появлялась в наших дверях по утрам, с её приходом комната оживала. Нас всегда ожидало что-нибудь новенькое. К каждой истории добавлялась шутка, смеш-ная аналогия, зарифмовка, а иногда даже пританцовка.
Вспоминала, как на Колыме росли её мальчики, как рабо-тала воспитательницей в маленьком детском саду для детей репрессированных, куда ходил её младший сын, Фима. Однаж-ды в новогодний праздник, чтобы обрадовать ребят, переоде-лась в деда Мороза. Это с её-то ростом!
Надела тулуп до пят, валенки, прицепила бороду и "басом" объявила себя дедом Морозом. К радости и веселью обделённых судьбой малышей, вручила им самодельные подарки. А, когда Фима, с гордостью узнал маму в этом крошечном деде Морозе, она, чтобы до конца доиграть задуманную мизансцену, не приз-налась ему, кто она, спросив громко:
- Мальчик, кто ты такой и как тебя звать?
В облике и манере её поведения было что-то очень трогательное, эксцентричное, несуразное и обаятельное однов-ременно. Глядя на эту немолодую, лет шестидесяти, бойкую женщину, трудно было представить себе, что ей пришлось пере-жить за страшные годы репрессий.
Её муж, Залман Самойлович Шифрин - полная ей проти-воположность, серьёзный, основательный, сосредоточенный, много знающий, трезво мыслящий человек. Залман Самойлович олимпийским здоровьем не отличался, а выжил в заключении, благодаря профессиональным качествам бухгалтера. Он был репрессирован и вплоть до 1948 года находился в Гулаге, а затем на спецпоселении с эвенским названием Адыгалах на Колыме, вместе с женой и родившимися там сыновьями. 
Раечка, как мы её ласково называли за глаза, рассказывала, что впервые забеременела в тридцать шесть лет и, благодаря помощи друзей-врачей, таких же ссыльных, как и Шифрины, благополучно родила своего первенца Элика.
Растили ребёнка в суровых условиях Колымы, в холоде, впроголодь, без натуральных продуктов, на сухом рационе. Было трудно, но чувствовали себя счастливыми в окружении друзей, таких же безвинно осужденных, ссыльных, как и они. Соединённые общей бедой и лишенииями, люди одного круга становились там неразрывным "колымским братством", превра-щавшим их в близких и родных на всю оставшуюся жизнь. Ме-стные работники ссыльных не любили, особенно антисемиты, встречавшиеся среди них, досаждали этим несчастным, как могли. 
Из-за нечеловечного отношения врачей, открыто проявля-вших к ней неприязнь по национальному признаку, вторая беременность Раисы сорвалась, а сама она чуть не погибла. Когда Элику было пять лет, на свет появился Фима. Залмана Самойловича к тому времени реабилитировали, он даже работал главным бухгалтером в конторе, но уехать из поселения они ещё не имели права. Сыновьям он дал еврейские имена и так их и называл Самюэль и Нахим.
Шифрины сдавали комнаты в доме, чтобы помочь сыновьям обрести твёрдую почву под ногами. Ведь они к тому времени уже много пережили и были нездоровыми и далеко не моло-дыми родителями.
В то лето, когда мы на месяц стали их соседями, их старший сын Элик оканчивал факультет военных дирижёров Московской консерватории, а младший - восемнадцатилетний Фима, недав-но вернулся в Юрмалу из Москвы после неудачной попытки поступить в Щукинское театральное училище.
Он уже был зачислен на филфак Рижского университета, но своё решение стать артистом не изменил. Испытывая к нам яв-ное расположение, иногда вечерами, хозяева приглашали нас на чай. Это были редкие минуты тёплого общения, с шутками, анекдотами. 
Фима, производивший впечатление закрытого и застенчи-вого молодого человека, тем не менее, шутил и приятно об-щался с нами. Было заметно, что он боготворит мать, и похож он был на неё удивительно и внешне, и темпераментом. Время, проведенное в их обществе, нас сблизило, и после нашего отъезда я ещё несколько лет получала письма из Юрмалы от Залмана Самойловича с поздравлениями ко всем еврейским и советским праздникам.
А следующим летом Раиса Ильинична устроила нас на отдых в дом родителей Фиминого школьного друга, Гриши Смирина, на той же улице Конкордия.
И мы, как и год назад, иногда заходили с мужем и сыном в этот гостеприимный дом. Фимы уже в Юрмале не было, он переехал жить в Москву к лагерным друзьям Шифриных, ставшими ему вторыми родителями. Поступил в эстрадно-цирковое училище. Тем летом приехал в Юрмалу к родителям их старший сын - Элик. Он уже был распределён по окончании консерватории в Казахстан на работу, и мы весь вечер пили чай и слушали его прекрасную игру на фортепьяно.
Шли годы, из писем Залмана Самойловича мы узнали, что Фима окончил учёбу в эстрадно - цирковом училище и остался жить в Москве. Потом переписка прервалась и, мы ничего не слышали ни о Шифриных - старших, ни о дальнейшей актёрской судьбе Фимы. Пока я однажды не натолкнулась на афишу с его именем.
Трудно было связать оставшегося в моей памяти застенчивого, остроумного паренька, с именем восходящей звезды советской эстрады. С тех пор я следила за его творческой судьбой, слушала интервью, его выступления в концертах, по телевидению. 
Уже в Израиле случайно натолкнулась на интервью артиста эстрады Ефима Шифрина, где на вопрос о родителях он скупо сообщил, что его матери не стало в марте 92 года, а отец с семьёй старшего сына уехал в Израиль, где В 94 году скончался, не перенеся операции по шунтированию сердца в больнице Рамат-Гана.
В 95 году проходили гастроли Ефима Шифрина в Израиле. Мы с мужем были на его концерте в Ашкелоне. Прекрасное выступление, море удовольствия особенно его песни, мелодичные, тёплые, сердечные на русском и идише... 
Одна из них, посвящённая матери, "Ой, вей из мир, мамочка моя..." Её без слёз, вообще, невозможно слушать, столько в неё вложено сердца. Решила в тот вечер превозмочь застенчивость и подойти к артисту, чего никогда в жизни не делала.
Я нисколько не рассчитывала на то, что наше, двадцатилетней давности, пребывание у них в доме в качестве дачников, оставит в его памяти какой-то след. Он действительно не помнил меня, но выслушал очень заинтересованно, заметив в свойственной ему ироничной манере, с улыбкой:
- О, так Вы - опасный свидетель! Мне ведь тогда было всего восемнадцать лет. 
Мы вспомнили его родителей, оставивших такой добрый след в моей памяти. Было, что вспомнить, но разговор наш на полуслове прервала организатор концерта в ашкелонском матнасе*, (матнас-на иврите, дом культуры), тащившая его на какой-то банкет... 
Спустя несколько лет я нашла в Интернете сайт Ефима Шифрина, прочла его "Записки затворника", записи под заголовком " Мир тесен", книгу "Театр имени меня", его интервью и всё, что он поместил и доверил своему компьютеру. 
Написанное, выдаёт человека эмоционального, мыслящего, искреннего, с тонкой организацией и ранимой душой. Но главное, что поражает во всём мною прочитанном, это его нежная без границ любовь к ушедшим родителям и ещё оставшимся близким, родным людям. 
Какая боль и непреходящая тоска стоят за сказанными мне в нашей короткой беседе, его скупыми словами: - Их уже нет. 
Вот две выдержки из его книги, они достаточно красноречивы:
"...Когда с отцом всё в порядке, и он, перебивая и перескакивая с одного на другое (Лишь бы говорил! Лишь бы говорил!), демонстрирует неувядаемость, жизненный запал, становится "так легко, так просторно". Господи! Продли его дни, вычти из моих, беззаботных, пустых, не семейных!"...
"... Во снах она чаще всего является мне молодой и полной сил. Наверное, таким образом, я постигаю её в том отрезке жизни, который мне несправедливо не достался, когда она могла быть всецело моею, появляясь, всякий раз, когда я только собирался совершить очередную глупость, отводя от меня множество напастей, делясь со мной лаской, которую я недополучил от неё - оттого, что рано ушёл из дома, оттого, что повзрослел прежде, чем поумнел, оттого, что она покинула меня раньше, чем следовало...
...Мамуля. Толком не простился с тобой. Это личико ее, такое выражение, я уже до своей смерти не забуду - такое покорное и ждущее помощи, притихшее существо, роднее которого у меня в целом мире нет, и уже не будет никогда, потому что сердце ее, которое треснуло сегодня, не ошибётся на этот раз..."

Разве к этому можно что-либо добавить...


Книгу можно заказать написав автору 

niw 05.06.2005