Аркадий Черкасов

Провинция Квебек
в контексте российско-канадских
экономических отношений

 В последние два десятилетия получила заметное развитие такая форма российско-канадского экономического сотрудничества, как прямые хозяйственные связи с отдельными провинциями, входящими в состав Канадской федерации. Еще в 80-е годы советские делегации различного уровня (практически во всех случаях представлявшие тогдашнюю РСФСР) побывали в провинциях Альберта, Саскачеван, Манитоба, Онтарио, Квебек, где вели переговоры о сотрудничестве с представителями местных властей и деловых кругов. Правительственные делегации ряда канадских провинций, а также Северо-Западных территорий Канады с этими целями посещали РСФСР. После распада СССР эта внешнеэкономическая активность канадских провинций естественным образом была перенесена в сферу отношений с независимой Российской Федерацией - как в общефедеральном плане, так и в плане сотрудничества с отдельными её регионами (субъектами федерации), что отражает определенное соответствие статусного уровня последних со статусом провинций как субъектов Канадской федерации. Примером может служить эффективное сотрудничество, осуществляемое в 1990-х годах в области строительства между Северо-Западными территориями Канады и Республикой Якутия (Саха).

Одним из важнейших направлений российско-канадского сотрудничества является обмен опытом и технологией в освоении природных ресурсов, большая часть которых в обеих странах размещается в труднодоступных и малоосвоенных районах Севера. Согласно канадской конституции, эксплуатация минеральных и других природных ресурсов находится в ведении провинциальных властей; именно эти последние получают в свою казну налоги от их разработки (“роялти”) и непосредственно заинтересованы в развитии местной горнодобывающей промышленности. В силу этого провинции располагают ценнейшим опытом в освоении Севера: помимо находящихся в ведении федеральных властей Юкона и Северо-Западных территорий, около половины всей территории Канадского Севера (причем наиболее освоенная его часть) лежит в пределах провинций Ньюфаундленд, Квебек, Онтарио, Манитоба, Альберта и Британская Колумбия. Это - так называемый Средний Север Канады (а в Квебеке находится и часть Дальнего Севера), чрезвычайно сходный по своим природно-климатическим и геологическим условиям, а также транспортно- географическому положению с Российским Севером. Крупнейший в Канаде массив таких богатейших новоосваиваемых территорий лежит в пределах провинции Квебек, и их освоению, которое ведется весьма передовыми методами, уделяется первоочередное внимание в программах экономического развития провинции.

Квебек - крупнейшая по площади (1,54 млн. кв. км, или 16% всей территории Канады) и вторая по численности населения (7,3 млн. чел., или 25% всех жителей Канады) и экономическому значению (валовой внутренний продукт в 1997 г. - 185 млрд. канадских. долл. или 22% общеканадского) провинция Канады с высокоразвитой промышленностью и эффективным сельским хозяйством; его экономика по масштабам и структуре сопоставима с экономикой такого отнюдь не “малого” европейского государства, как Швеция и весьма отличается от общеканадской.

Здесь нет, например, крупнотоварного выращивания пшеницы, добычи нефти и природного газа. Главные отрасли хозяйства Квебека, представляющие интерес с точки зрения перспектив российско-канадского экономического сотрудничества - это высокотехнологичные отрасли (аэрокосмическая промышленность, судостроение, транспортное машиностроение), электроэнергетика (освоение гидроэнергоресурсов северных рек, строительство линий электропередач), горнодобывающая промышленность (добыча и переработка руд железа, титана, асбеста, меди, цинка и золота), градостроительство (особенно ценен опыт создания небольших северных поселений по специальным разработанным в Квебеке проектам), дорожное строительство в специфических северных условиях.

Важен и квебекский опыт развития сельского хозяйства и лесной промышленности, а также технологически связанных с ними отраслей, - главным образом тем, что их развитие в Квебеке происходит в природно-климатических и транспортно-географических (растянутость коммуникаций) условиях, сходных с таковыми в Европейской части России (Нечерноземье и Север). В области сельского хозяйства особенно интересен квебекский опыт развития высокопроизводительного ( с малым количеством занятых) молочного хозяйства на базе семейных ферм, использующих привозные корма. При этом стоит отметить, что в Квебеке, при наличии огромных тундровых пастбищ (занимающих не менее четверти площади провинции) полностью отсутствует оленеводство и остро стоит проблема занятости коренного населения Севера. В этой области, как и в ряде других отраслей, связанных с освоением Севера (строительство в условиях вечной мерзлоты, гидроэнергетика) провинция может быть заинтересована в приобретении российской технологии и опыта.

Самый же ценный для России аспект квебекского опыта (связанного с социально-экономическим развитием именно провинции Квебек как “особого общества” в рамках Канадской федерации) - это успешно проведенная в Квебеке начиная с 1960-х годов “перестройка” - модернизация и демократизация квебекского общества, начальный период которой известен в Канаде под названием “Тихой революции”. Из всех народов европейского происхождения, пожалуй, только франкоканадцы-квебекцы вошли во вторую половину ХХ в. с набором особенностей общественно-экономической жизни, похожим на наш теперешний российский: относительная бедность и экономическая (да во многом и политическая) пассивность населения, “чужая” экономика (ориентированная на чуждые широким массам населения цели, что выражалось в Квебеке в засилье англоканадского и американского капитала), национальная замкнутость, поощрявшаяся частью националистически настроенной элиты и т.д. Однако, в 1960 г. к власти в Квебеке пришла Либеральная партия, которая решительно отбросила подобную изоляционистскую идеологию и осуществила серию радикальных реформ, начав с реформы народного образования, направленной на создание национальных кадров в области техники и бизнеса. Ставка была сделана на поддержку малого и среднего бизнеса, а также крупных контролируемых правительством провинции компаний типа “Гидро-Квебек”, которая со временем сделалась энергетическим гигантом общеканадского масштаба. Одно из ведущих мест в финансовой системе занял уникальный по своей “народности” банк - финансовая группа “Дежарден”, выросший из сети “Кесс попюлер” - “народных касс взаимопомощи”, охвативших миллионы вкладчиков.

К настоящему времени можно сказать, что опыт развития Квебека в 1960-1990-х гг. показал, как можно превратить отсталое, замкнутое общество в богатое и динамично развивающееся, открытое на внешний мир и не теряющее при этом своей национально-культурной самобытности.

Последнее обстоятельство требует особой оговорки. Сохранение национально-культурной самобытности (“особого общества”, по канадской терминологии) Квебека, защита его от американизации и “англизации” обеспечивается, в частности, действующими в провинции законами, требующими преимущественного применения в Квебеке единственного официального языка провинции - французского, которым свободно владеет 94% населения провинции (тогда как английским - только 43%, по данным 1996 г.), и который является родным для более чем 80% жителей Квебека. Эту политику, начало которой положил “Закон №22” 1974 г., принятый по инициативе федералистской (поддерживающей идею единства Канады) Либеральной партии, не следует отождествлять с “суверенистскими” (сепаратистскими) устремлениями Квебекской партии, периодически сменяющей либералов у власти в провинции (1976-1985 и 1994-1998; на выборах 30 ноября 1998г. Квебекская партия вновь получила большинство депутатских мест в Национальной Ассамблее - провинциальном парламенте Квебека. Если вопрос о возможности отделения Квебека от Канадской федерации является сугубо внутренним делом Канады (и притом весьма болезнен), то легитимность политики сохранения самобытности франкоканадского общества и французского языка в Квебеке, как и в Канаде в целом, не подлежит сомнению. (Аналогичным образом, единственным официальным языком соседствующей с Квебеком провинции Онтарио является английский; федеральные же службы Канады строго придерживаются предусматриваемого для них Конституцией Канады официального англо-французского двуязычия). Поэтому хотелось бы подчеркнуть желательность использования в сношениях с квебекским правительственными органами и действующими в провинции фирмами по возможности не английского, а французского языка (перевод официальных документов, включение соответствующих переводчиков в состав делегаций и т. п.) - это обеспечило бы психологически более благоприятную атмосферу сотрудничества с этой канадской провинцией и соответствовало бы как местному, так и федеральному законодательству Канады.

Начиная с 1980-х годов правительство Квебека, в принципе стремящееся диверсифицировать международные экономические связи провинции (что характерно и для других провинций Канады, в особенности Альберты, Британской Колумбии и Онтарио), выражало повышенную заинтересованность в развитии прямого экономического сотрудничества с Россией, что во многом было связано с осуществляемыми в Квебеке планами крупномасштабного и комплексного освоения Севера провинции и растущим интересом к аналогичному опыту нашей страны. В документе Министерства международных сношений Квебека “Место Квебека в мире: изложение политики внешних сношений”, опубликованном в 1985 году и не утратившем силу до настоящего времени, указывалось:

“Правительство Квебека намерено развивать двусторонние отношения со странами, специфические интересы которых к Северу аналогичны или взаимодополнимы по отношению к интересам Квебека... Правительство Квебека намеревается определить вместе с СССР конкретные и взаимовыгодные секторы сотрудничества. Правительство хотело бы в первую очередь организационно обеспечить уже начавшиеся обмены в области освоения и развития Севера. В северной тематике правительство Квебека хотело бы создать систему обменов и исследований как в научно-техническом, так и в экономическом и торговом планах”.

Под “уже начавшимися обменами” в этом документе имелись в виду прежде всего контакты между Квебеком и Россией (тогдашней РСФСР). В 1982 году Россию посетила первая правительственная делегация провинции, а в 1985 году с ответным визитом в Квебек была направлена делегация РСФСР; каждая из этих делегаций посетила районы соответственно Российского и Квебекского Севера.

В ходе этих визитов были намечены возможные направления сотрудничества: в области северного градостроительства, сельского хозяйства и промыслов (включая оленеводство, пушное звероловство, технологию разведения, переработку и производство икры рыб ценных пород), лесного хозяйства, транспорта, культуры и науки. Готовность к расширению экономического сотрудничества выразили квебекские фирмы “Лавален” (предложившая, в частности, свой технологический опыт в области комплексного обустройства территории), “Канадэр”, (предложившая к продаже сконструированный ею самолет для тушения лесных пожаров), ряд домостроительных компаний, а также производящая средства бездорожного транспорта (так называемые “ски-ду”) компания “Бомбардье”.

Тогда же, в 1985 г. между Квебеком и Россией (РСФСР) был подписан протокол об экономическом и научно-культурном сотрудничестве. Он был подписан представителями правительства стоявшей тогда у власти “сепаратистской“ Квебекской партии - но его основные положения были подтверждены и расширены в Квебекско-Российском соглашении 1988 г., подписанном уже правительством сменившей “сепаратистов” федералистской Либеральной партии. Речь в обоих документах шла преимущественно о сотрудничестве в освоении Севера, ресурсов других малоосвоенных районов, науке, культуре и т. д. Однако после 1991 г. статус этого соглашения стал неясен. Во-первых, перестал существовать Госплан РСФСР, на который была возложена координация российско-квебекского сотрудничества. Во-вторых, если в ту пору РСФСР и Квебек находились на одном статусном уровне - как части более крупных государственных образований (СССР и Канадской федерации), то с тех пор статус России поднялся - она сама стала независимой федерацией. Теперь статусу Квебека соответствует по уровню статус отдельных субъектов Российской Федерации. Именно они могли бы стать юридически безупречными партнерами Квебека, способными возобновить и развить уже начавшиеся и потенциально плодотворные “северные” связи с Квебеком как со специфической частью Канадской федерации.

К числу возможных направлений такого сотрудничества можно было бы отнести обмен технологическим, технико-экономическим и социальным опытом развития широкого круга отраслей хозяйства, так или иначе связанного с освоением Севера - в особенности гидроэнергетики и эксплуатации гидротехнических сооружений, градостроительства, стройиндустрии, дорожного и гражданского строительства на вечномерзлых грунтах, сельского и промыслового хозяйства Севера, а также производства и эксплуатации специфической “северной” техники, транспортного и горнотехнического оборудования.

Можно предположить, что большие возможности развития уже сложившихся и установления новых деловых, научных и культурных контактов с различными организациями и фирмами Квебека открываются в связи с проведением в феврале 1999 г. в г. Квебеке первой “Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам Севера” (Sommet Mondial de la Nordicite - World Summit on Nordicity). Это мероприятие чрезвычайно комплексного и многостороннего характера, в подготовке и организации которого участвовали различные министерства и ведомства провинции Квебек, муниципальные власти г. Квебека, федеральное правительство Канады (в лице министерства экономического развития), ряд крупных канадских компаний ( в т.ч. “Эр-Канада” и “Гидро-Квебек”), Лавальский университет, представители “Первых наций” (аборигенных народов) Канады и т.д.

В этой встрече приняли участие несколько сотен представителей правительственных, региональных административных, деловых и научных кругов стран, ведущих освоение глобального Севера: Канады, России, США, Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии, Исландии, а также Франции, Японии, Великобритании, Швейцарии, Нидерландов, Литвы и Эстонии. Было принято решение регулярно проводить аналогичные встречи каждые два года; следующая, посвященная преимущественно проблемам северных городов, должна состояться вновь в городе Квебеке в феврале 2001 года. Организаторы предлагают включать в состав делегаций представителей государственных учреждений, торговых палат, городских муниципалитетов, технологических и промышленных парков, университетов и технических вузов, промышленных предприятий, научно-исследовательских центров, а также туристических агентств и других частных организаций.

Основными темами “Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам Севера” (как видно по составу стран-участниц, понятие “Север” трактуется здесь весьма расширительно) провозглашены:

1) градостроительство и жилищное строительство;

2) транспорт и связь;

3) проблемы взаимоотношения культур в эру научно - технического прогресса;

4) окружающая среда;

5) туризм и культура.

Квебекские организаторы этого мероприятия, которое прошло под неофициальным лозунгом “Квебек - столица мирового Севера”, приветствовали активное участие российских представителей в научных конференциях, деловых встречах, семинарах и выставках, организованных в рамках этого “беспрецедентного по масштабам социально-культурного и коммерческого мероприятия” (как характеризовала его канадская пресса).

Думается, что участие представительной российской делегации в этой и, хотелось бы надеяться, последующих квебекских “Всемирных встречах на высшем уровне по вопросам Севера” послужит толчком к возобновлению и развитию взаимовыгодных “северных” связей России на их квебекском направлении в политически выигрышном общеканадском и международном контексте: ведь именно здесь авторитет нашей страны как “великой арктической державы” ещё достаточно высок, а её ресурсный, человеческий и научный потенциал - очевиден.*)

*) Текст (с некоторыми обновлениями автора) печатается по материалам, опубликованным в Научно-просветительском альманахе "Восприятие Квебека в России", Москва, АИКВР, 2001г.


Niworld 03.03.2002