Национальные образы мира в кинематографе

Валерий Никольский

    


     Лики любви

 

 

В любви, как известно, штампов нет. Эта аксиома лучше всего подтверждается в кино, которое способно продемонстрировать нам поистине глобальное разнообразие человеческих чувств. Обладая способностью передавать эмоции с наивысшей достоверностью, кинематограф переносит нас в самые удаленные и неведомые нам национальные царства любовных отношений

 
 
Любовь в Мехико: обманутые надежды 
Мексиканский фильм "Сука-любовь" (Amores Perros) получил "Золотую стрелу", гран-при шестого московского международного кинофестиваля "Лики любви". На завершившемся в марте 21-м международном кинофестивале "Фантаспорто" в Португалии фильм получил 3 приза: за "Лучший фильм", "Лучший сценарий" и "Лучшую режиссуру". 
Эмоциональные драмы разворачиваются в сложной структуре мегаполиса, где человек изо дня в день выживает в событиях и происшествиях, которые никак не ограничиваются счастливой обыденностью, здесь возможны любые проявления чувств самые ненужные и уже потому неприятные. Что совсем нехарактерно для привычного мексиканского кино, жизнь здесь показана в условиях реально господствующей в Мехико стратификации, в практически никогда не пересекающихся социальных слоях: обитатели кварталов, составленных из одинаковых многоквартирных домов, работают за гроши и понемногу воруют; боссы из рекламного бизнеса покупают дорогие квартиры и молодых фотомоделей, меж тем как маргиналы бродяжничают и исполняют заказы на убийства. Эти параллельные миры вдруг встречаются на одном перекрестке под ужасный грохот столкнувшихся автомобилей, чтобы опять разойтись по разным частям фильма.
"Я хотел написать сценарий, свободный от отвратительной тирании политкорректности (которая есть не что иное, как грубое смягчение человеческого бытия посредством устаревшей и трусливой морали)", говорит сценарист фильма Гилльермо Арриага Джордан. Да, все, что в фильме, можно было сложить в типичный мексиканский сериал, над которым повздыхали бы и пожилые телезрители. В первой части Октавио, почти мальчик, страстно влюбляется в сидящую дома с маленьким ребенком Сусану, которую бьет муж, женившийся на ней только из-за того, что она залетела. Октавио и Сусана замышляют побег, но у них нет денег. Впрочем, выигрышный лотерейный билет оказывается рядом это живущий в доме пес с забавным именем Кофи, который готов победить в бою любую другую собаку. И пусть мужу девушки не хватает быстрого секса на работе в большом магазине, где он прямо во время смены успевает перепихнуться с коллегой-продавщицей, только что родившая жена снова беременна. Влюбленные нашли место в своих планах будущему ребенку: если родится мальчик, назовут Октавио, если девочка - Сусана. Во второй части Даниель, босс рекламного агентства, покупает новую квартиру, чтобы жить там с красавицей-фотомоделью Валерией. Впрочем, для бдительно следящих за светской жизнью телезрителей на экране появляется совсем другой мужчина, с которым она якобы встречается. Потому что Даниель женат и у него двое детей, а зрители хотят, чтобы имидж фотомодели был и в частной жизни идеальным. Фотомодель Валерия играет со своей маленькой собачкой Ричи, пока любящий ее Даниель трудится на ниве рекламы, размещая на обложке модного журнала фотографию своего приятеля, сыгравшего роль кавалера Валерии. Когда же крошечная собачка забирается в подпол, Даниель буквально голыми руками разбирает пол, чтобы достать Ричи и порадовать любимую. 
И, наконец, в третьей части постаревший левак, отсидевший двадцать лет в тюрьме за участие в партизанских акциях против государства, следит издалека за жизнью выросшей без него дочери. Дочь с удивлением замечает пристально глядящего на нее бродягу, но не узнает в нем отца. Ведь мать сказала ей, что он умер; бывшая жена и теперь не хочет, чтобы дочь узнала, что ее отец жив. Окруженный дюжиной подобранных на улице бездомных собак, он плачет над фотографией любимой девочки. Связывающая все три части воедино авария на перекрестке заставляет зрителя также пролить слезы над внезапно случившимся горем.
Вот такой мог бы быть сериал, когда бы не сука-любовь, которая заставляет людей испытывать безумное желание и страстно трахаться в самой неподобающей ситуации, которая вгрызается в тела своих жертв и терзает их, и треплет, пока они не превратятся в калек. Брат нападает на брата, зрелый мужчина безуспешно пытается угодить пустоголовой модели, а переживший скоротечные перестрелки городской партизанской войны и бесконечную тоску долгого тюремного заключения старик рыдает перед автоответчиком совершенно чужой ему дочери, пытаясь кратко рассказать, для какой высокой цели он ушел из дома двадцать лет тому назад. "Да, чувства - это страшный зверь, вцепившийся когтями в разум (Лопе де Вега). 
Пока старший брат, натянув на себя униформу продавца, зарабатывает кусок хлеба, улыбаясь покупателям в магазине товаров повседневного спроса, а в выходные напяливает на голову шапочку с прорезью для глаз и добывает деньги в кассах аптек, его молодая жена возбуждает младшего брата, Октавио, валяясь рядом с ним перед телевизором. Она уступает его пылающей страсти, отдаваясь ему в закоулках "хрущобы", и позволяет ему лелеять надежды на будущую совместную жизнь и копить в своем девичьем чемоданчике деньги, заработанные высокими ставками в собачьих боях. Когда же Октавио доходит до того,что