Почему заповеди именно "блаженства"?

Вот что пронзило вчера при чтении Нагорной проповеди: заповеди-то блаженства дает нам Христос. То есть не просто "счастье" (как, кстати, переводят французы: "счастливы бедные духом…"): "счастье" ведь - "с частью" и на "час" (французское heureux от heur = "час"), но сверхсчастье, райское состояние души в неге блага, в гедонизме духовном! А чтобы так сталось - скинь все мерки, как ветхие одежды, тряпье и ветошь рассудка и человеческих мерок, правил и оценок, внутри которых, ими руководясь, мы и злострадаем: когда нищие, когда плачем, когда гонят нас… Отщепи душу от зацепления с телом и психикой (нервами и реакциями раздражения) - и станешь легок и благ.
Помню: наутро по крещении (всею семьею в 1972 году) - ИСЧЕЗЛА НЕРВНАЯ СИСТЕМА! - так свое состояние и новорожденное существо ощутил я. Да, исчезла "нервная система", но родилась - ДУША, как нечто простое: той же субстанции, что и Бог…
И точно: произошел скачок от нервов и чувствительности-раздражительности плоти и мяса, когда ты просто зоо-био-существо, подвластное, растерянное и разбросанное на реакции, рефлексы-синапсы и прочие дуги, - на не досягаемый для нервов и раздражительности (и гнева и греха) уровень Блага - в блаженство. Это ошеломляющий переход. И с тобой он случается еще - когда молния Божьего луча и сноп веры пронзит и исторгнет слезы восхищения и умиления из заскорузлости твоей - и нет существа твоего и натуры жестоковыйной, но ты свят и благ - на миг! Но миг этот так памятен и кормящ всю жизнь, и в иные мгновения, когда ты - павши(й), он тебе светит как память, как возможность снова: ведь было Небо в тебе, и ты сам был Небом! Как и тот разбойник на кресте, кто уверовал - и сию же ночь окажется с Иисусом в раю.
Но производить себе надо этот уровень и выносить себя на него - трудом веры и упражнением молитвы: все время держа пред оком души эти образы горнего бытия, путь к которым - через заповеди блаженства.
Когда изложил в таком аспекте эти заповеди, вижу в них теперь иной вектор: с Неба на землю, кенозис. Значит: надо быть тут и во всем: бороться за правду, оказывать милость, творить мир… То есть: внедряться в поры жизни и влезать в ее мелочи, участвовать (а не отрешаться, как это я начал было: мол, одежды ветхие страданий от зацеплений с житейским скинуть, или как буддизм: не желай, не связывайся…) - и при том в душе у тебя мед и рай, и блаженство как константа удерживаются. Опять парадокс? Да нет, вполне понятно и рассудку: ведь все зависит от главной установки. Если проориентировал себя на служение Благу, быть мостом между Небом и Землей, как Христос Иисус: быть лествицей, - то подключена клемма твоего духа прямо к Святому Духу, и тебе оттуда подается электричество, ум и энергия, и ты у Христа за пазухой - в любой момент житейского контакта со всем земным и даже мучениями. Как вон отроки в пещи огненной при Навуходоносоре; иль как Покров Богородицы надо тобою - остужающий и греющий - распростерт.
Так что ты не выходишь из состояния блаженства - и при всяком мелком делании: стоя в очереди или подметая, - и при боли и муках тела. То есть можешь не выходить: дано тебе такое, эта возможность и аванс. Но, конечно, усилие обращенности души горе во всякий миг от тебя требуется, да и в рутине житейщины, засасывающей в беспамятство о Небе - в свое милое болотце… Как вон я: хорошо мне, уютно в семейке среди любименьких, под юбкой жены - счастлив, и при деле своем словесно-умственном, и при времени свободном… Я тоже - в блаженстве себя чувствую, в неге, наслажденец…
Вот-вот: разница! Наслаждение - и Блаженство. Близки они, и одно может приниматься за другое. Но начинаю вникать - и вижу пропасть меж ними. Наслаждение - не парадоксально, но монолитно: самотождественно и тупо. А блаженство души может сочетаться с ее страданием, с со-страданием - другому человеку, тогда как наслаждение - эгоистично и самозакупорено. А если и могу, пребывая в наслаждении, представить страдания - свои прежние или другого человека, - то это как тень для оттенения и усиления градуса своего наслаждения: вон там люди мерзнут, а я - на печи!..
В блаженстве не так: оно динамично, есть ток и радуга меж Богом, раем (в котором душа моя одним корнем-полюсом своим пребывает постоянно) и трудом-деланием в Жизни на Земле. Меж ними - "обмен веществ", чувств и понятий идет непрерывный. Ведь и земное, и природное интересно Богу и Благу, Небу: они ж далеко, а через человека - сообщаются и могут касаться и понимать всякую былинку и травку, козочку и червячка; также и героизм-патриотизм, и лесть-зависть, и садизм-гомосексуализм - все разные и пестрые явления мира тварного, саморазвившиеся по Творении и после первородного греха и грехопадения Природы вместе с человеком.
Так что человеку служба - быть во всем, знать все (не знаю, можно ли сказать: "быть всем", "все делать" - значит, и "зло"? - а иначе как адекватно уведаешь и доложишь Господу о сути сего феномена, не испытав, не быв им?..) и по проводу души и молитвы со-общать, доносить Небу, будучи Божьим шпионом-соглядатаем-лазутчиком, разведчиком-резидентом на Земле и в Социуме, - и так себя чувствовать на работе у Бога, при Божьем деле - и значит, при высоком смысле своего мига каждого, сиречь - в блаженстве.
И далее: после фортиссимо заповедей блаженства - разработка идет этой главной темы в симфонии Нагорной проповеди. Ибо все прочие правила и аргументы, примеры и объяснения - это чтобы и как достигать и содержать душу в этом состоянии блаженства - при всех разных случаях и ситуациях существования.
Ну да: подставь щеку - это о том же. Не противься злому = не вноси в душу пружинности отпора - и не заражайся злом, тем самым. Да, гигиена, техника очищения - вполне в еврейском духе, ветхозаветном. Только там - чистка тела, а тут - души, помыслов, самой внутренности, святой святых душевно-духовного существования.
Так что прав, не кривит душой Иисус, говоря, что пришел не нарушить, а исполнить. Только - на высшем уровне: низший оставляя закону Моисея и предполагая его исполняющимся. Так ведь потом и Богатому юноше, благонамеренному и исполняющему все требования Закона, - в два такта Его ответ: сначала повторяет моисеевы требования, а затем, узнав, что тот и так их исполняет, сказывает уже Свой призыв и путь; и он невыносим существу богатого и хорошего юноши, который, оказывается, лишь умом любопытствует о пути Христовом и как унаследовать Жизнь вечную, но не взыскует всею душой и не готов идти на риск веры: оставя все свое житейское попечение и имущество…
Да, это важное уразумение, на которое я вышел: что вся Нагорная проповедь - реализация заповедей блаженства, их технология разработанная. И музыка ее - на органном пункте, на тонике Блаженства, сей основной темы и тезиса.
Велит и ускользать от неприятностей: отдай рубашку, или два поприща, не попадайся судье, ибо обдерут до последнего квадранта. Мирись с соперником, не смотри на женщину с вожделением: оно цапуче; даже око вырви и руку брось, ибо ты - в тайной любови с Богом, который видит тайное и питает твое потайное блаженство, - как и поэт знает "тайную свободу" (Пушкин): свой сговор с музой, Аполлоном, Истиной, Красотой… - и разве заменят эти "звуки небес" ему наши "скучные песни земли"? (Лермонтов).
Однако, акцент любви - не силен в Нагорной проповеди. Может, это так - в Евангелии от Матфея, самом иудейском? Надо посравнить с ее изложением в Евангелии от Луки. А в Евангелии от Иоанна, кто есть апостол Любви, ее и совсем нет… Тут же - забота о своем блаженстве и как человеку его сохранять, отцепляясь от ближних, даже врагов: возлюбил врага - и нет его, аннигилировал это раздражение на горизонте своего бытия.
Ну, пора на лыжи: 12.20 уже… А ведь я живу - согласно своему истолкованию (только что) блаженства. Опускаю себя (дух и ум свой) в чернь округи и нутра своего, исповедуюсь в гадости, не убегаю этого, но подцепляю к воздвигаемой лествице с земли на Небо и, реактивно отталкиваясь, возношусь в превыспреннее умозрение. Но оба полюса мне нужно удерживать.

Нагорная проповедь эзотерична

10.12.93. Нечего мне сегодня расхлебывать - своего черненького: ничто не давит, не пищит. И как преддверие к писанию, замираю в молитве: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!" И сколь лучше такое обращение взора души горе: предоставляя Небу глядеть в тебя, припаивать и втягивать тебя вверх, нежели лопатою ума в хлев сосуда своего погружаться - вычерпывать грязнотцу!..
Итак, вчера снова читал Нагорную проповедь - на сей раз по-немецки (позавчера - по-французски), и новые уразумения заимел… Да, а позавчера еще увлекся листать и читать Православный Богослужебный сборник, что мне Лариса дала, где тексты на календарный год, на все недели и праздники. И подозрение в меня заронилось: что негде здесь вклиниться Нагорной проповеди. В круге богослужения более сюжетные куски Евангелий читаются: там Рождество, Пасха и страсти, Неделя о мытаре и фарисее, Усекновение главы Иоанна Предтечи и т.п. А Нагорная проповедь слишком рационалистична, высший пилотаж, мало там образов… Хотя нет, полно! И дом на камне иль на песке, и фигура молящегося напоказ, что трубит о своем благочестии… Но притч сюжетных нет. Конечно, фрагменты из Нагорной проповеди берутся: заповеди блаженства, Отче наш и проч. Но чтоб изучать ее (а ее надо именно изучать!) - этим, верно, в баптистских собраниях, где все - начетчики и толкователи, - занимаются, а в хоровом православном богослужении - менее.
А вот Толстой, с его рационалистическим перетолкованием христианства, конечно из Нагорной проповеди вышел. Она наиболее материала умникам подкидывает, как и Послания апостола Павла. Народу же простому ближе жизнь и страсти Христа, Его чудеса-поступки: вокруг них годовой цикл богослужения.
Все-таки Нагорная проповедь эзотерична: прежде всего, к ученикам обращена, как им наставление. "Вы - соль земли… Вы - свет… Если праведность ваша не превзойдет праведность фарисеев…" - воззвание к страсти первенствовать и превосходить. Состязание… Потому и требования сверхмерные и сверхмирные им в своих наставлениях, предельные, - задает. Прямо Дух здесь изливает и как со взрослыми говорит, а не притчами, как в другом месте объясняет: пока люди - младенцы, им пищу разжеванную дают, мякишем питают притч и парабол, ибо иначе не смогут внять. А когда возрастут в вере, тогда можно напрямую изливать смысл. Но именно таков стиль Нагорной проповеди: говорит, "как власть имеющий" Учитель, авторитетно вбивая свои требования - в верных.
Да и размещение в пространстве тут - как в храме: три степени. На верху горы - Иисус Христос = Первосвященник. Внизу - народ. А у ног Его, вокруг, - ученики, как посредники, служители, клир. Церковь верных - и оглашенных. Эти - в алтаре, те - в притворе.
Ну и главное слово тут - ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ: как стать его обитателями? Земному царству принадлежит то, что из земли: тело-прах, вещи материальные, пища, одежда. Сбрось все это, подверженное моли, рже и тли. А заботься о том, что есть посольство-представительство Неба в тебе, Духа: внутреннее, сердце, помыслы, порывы души. Об этом да будет твое попечение. А прочее: рука, глаз, рубашка, почет у людей - ничтожность. Отслоить все это надо от зацепления с душой. И Иисус, как терапевт и хирург души, тонко отслаивает эти налипшие и чужеродные Духу ткани и мышцы.
Моисеев закон был озабочен балансом на земно-человеческом уровне: око - за око, зуб - за зуб. Но для обитания в царствии небесном нужно резко нарушить сей баланс, дисбаланс учинить в земном, чтобы возник импульс - рваться к горнему. Ибо когда на земле и в мерках социума мирского все у тебя на мази, о-кэй, то и в душе кайф, и незачем рваться в небеса: таковые "уже получили награду свою", намертво земны и тупы, язычески сбалансированы их души и тела в гармонии… И я таков. Потому часто предупреждаю себя: "опасно счастлив я!" и не из тех ли, кто "уже получил свое", и нет мне места в царствии небесном?..
Потому несчастные, плачущие, разбойники, т.е. те, в ком нарушен баланс царствия земного, кто находятся в состоянии взыскания, алкания, чаяния, - тех реактивная сила покаяния и слез вынесет в Небо отталкиванием от всех ценностей земли, в том числе, и от себя, отвратного (как разбойник, мытарь и блудница).

"Нищий духом"

Сейчас окинул взглядом души и ума всю Проповедь целиком - какая мощь! Протуберанец! Извержение Духа с Неба в нас, в наши сосуды, разинувшие глаза и клювики, внимая и сколько можем вместить… Вот и я по мерке своих малых смертных уразумений что-то истолковываю = к себе приближаю сей Свет и Росу во излечение моей погрязшести в мирском и жестоковыйности.
И самый, конечно, разряд молнии - это первая заповедь: "блаженны нищие духом". Этим сразу - как трепанация черепа, где мозг умника и совопросника мира сего уютно свился, полагая себя-то уж чем чем, а насчет духа - богатым! Потому что грамотный, книжки читал, думал много. Эрудит!..
- ХЕРудит ты! - хочется, прости, Господи, такому (и себе) врезать. - Много знаешь, да не того - Единого, что на потребу. И все твое знание - как алхимическое золото, что наутро, при крике петуха, в пыль и пепел рассыпается. Так пойми это до крика петуха: отбрось все, покайся, стань пуст и чист, tabula rasa - нет, этот языческий образ просто пассивной плоскости-доски для любых письмен - тут не годится. Стань не просто пустым, нулевым сосудом-чашей, а вакуумом, ниже уровня: чтобы тяга и жажда, взыскание и чаяние мучили тебя, вихрились - и пробили бы тебе череп-крышу, и создали отверстие-воронку, куда бы сноп истинного Духа - Свята - мог излиться, войти.
Так что "нищий духом" - это не просто пустой (ни да, ни нет), а ниже уровня горизонта земно-социумного, их мер. Тогда ты - в минусе, голоде, жаждущий - и тебе дано будет.
Потому что Глубина равномощна Высоте на шкале ценностей - как засос верха, Неба в себя, в низ, в колодец души. В Германстве это особенно прочувствовано - тождество и равноценность Выси (Hohe) и Глуби(Tiefe) и динамика их взаимопритягивания и развития через Nihil, Ничто (Мейстер Экхардт), Отрицательность (Гегель), что "ведет" - в Становлении. Динамика Нищеты - и в их Not = Нужда: она побуждает к развитию и труду (Гегель, Маркс). Да и в символической философии Вагнера у Зигфрида меч - Notung = клинок Нужды. А Not = Нет - тот же корень: тяга Небытия - как стимул к истинному Бытию. "Нот" - как кнут…

  В мире есть Царь; этот царь беспощаден,
Голод - прозванье ему, -
 

поучал Некрасов в "Железной дороге" совсем по-марксистски. Но и по-шиллеровски: "Любовь и Голод правят миром" - его, кажется, изречение. Неважно, чье: это - из универсальных истин, всеми думаемых. Ее структура - и в Христовой заповеди: ты нищий, голодный на Дух - благо тебе: ты вхож в царствие небесное.