Домашняя утварь и пища

 

Домашняя утварь в прошлом изготовлялась преимущественно из дерева и глины, хотя по археологическим данным последних лет известно употребление марийцами железных и медных котлов с IX-XI веков. Зерно и муку хранили в деревянных ларях, которые стояли в сенях или клетях. Небольшое количество муки и крупы хранили в долбленых пудовках или кузовах, сделанных из липовой коры. Кузова также употреблялись для сбора грибов и ягод. Муку просеивали через решето в небольшие плоские ночевки. Мясо рубили в корытах. В них же толкли вареную или печеную картошку. Для получения сливочного масла употреблялись маслобойки, которые представляли собой высокие цилиндрические сосуды, сделанные из куска липового дерева. Пахтанье масла производилось с помощью деревянного стержня, на который насаживался деревянный круг с отверстиями или боковыми вырезами. Для варения пищи использовались чугунные или глиняные горшки. В них варили мясо, каши, кипятили воду. Для приготовления теста использовалась квашня в виде долбленой кадушки. Непременными принадлежностями в домашнем хозяйстве были деревянная лопата для сажания хлеба в печь, лотки для муки, деревянные скалки для раскатывания теста и т. п. Пищу ели из больших деревянных или глиняных плошек деревянными ложками. Стеклянная и фарфоровая посуда стала проникать лишь во второй половине XIX века в домах наиболее зажиточных крестьян. В это время исследователи быта поволжских народов отмечали появление самоваров, чайных приборов, фабричной посуды. Основу пищевого рациона крестьянской семьи составляли продукты, получаемые в хозяйстве. Все финно-угорские и тюркские народы края - древние земледельцы. Поэтому основу питания составляли зерновые хлеба. Преобладающими являлись ржаная, гороховая, гречневая, ячменная или овсяная мука и крупы. Хлеб и различные мучные кушанья составляли основу питания семьи. Из хлебного теста пекли лепешки, блины, ватрушки, пироги и пр. У марийцев, например, широко были известны круглые пироги "кагыль" с начинкой из рыбы, которую запекали целиком; пекли пироги с мясом, рубленым репчатым луком, горохом, брюквой. Национальным кушаньем у татар был белеш - большой пирог, начиненный жирным мясом. Среди соседних народов подобное печенье под наименованием хуплу или пелеш имеется у чувашей, причем способы приготовления его весьма близкие к татарским6. По данным С.И.Руденко, кушанье под тем же названием имеется и у башкир7, но оно, по мнению С.И.Руденко, заимствовано было у татар. Естественно, что заметную роль в свадебных циклах, у всех народов Среднего Поволжья, играли хлеб, каша, пироги и другие изделия из теста. Они воплощали в себе жизненное начало и должны были способствовать счастью и благополучию как самих молодых, так и их родственников, которые участвовали в свадебном обряде.
Наибольшее значение на свадьбе, впрочем, как и в других обрядах, придавалось хлебу. С ним связывались все основные магические свойства, приписываемые обрядовой пище. Например, в мордовском обряде о его роли и значении говорит само название - м. шумбра кши, э. шумбра кше (дословно "хлеб здоровья, благополучия"). Хлеб неизменно присутствовал на всех этапах свадьбы, начиная от сватовства и кончая последним свадебным обедом после обряда выливания дрожжей, оставшихся от варки свадебного пива. При этом он выполнял множество магических и знаковых функций. Так, он являлся символом родов жениха и невесты. В случае удачного сватовства родители юноши и девушки обменивались караваями, что символизировало союз двух родов. После этого ни одна из сторон не могла отказаться от сватовства. У мокши Волжского района Самарской области до настоящего времени матери молодых пекут на свадьбу специальный родовой хлеб - родонь копша. Хлеб считается и символом плодородия, здоровья и благоденствия. Поэтому мать невесты благословляла ее на счастливое замужество с хлебом в руках. Хлебом-солью встречали молодых после венчания родители жениха на пороге дома. Его клали в сундук с приданным и т.п. Хлеб также использовался в качестве оберега. Например, перед отъездом из дома родителей невесты сваха или мать жениха три раза обходила свадебный поезд с караваем, отгоняя злых духов. В некоторых селениях, чтобы уберечь невесту от "сглаза", перед венчанием ей за пазуху клали три лепешки или кренделя.
Блины, лепешки, пироги, орешки из теста выполнили сходные с хлебом функции. Так, сдобные лепешки (м. цюкор, э. скоро), которые приносили невесте перед отъездом из родительского дома ее родственницы, использовались во время моления, посвященного хранению дома ее будущего мужа - кухонь кирди. Пирогов на свадьбе могло быть от 5 до 9. Каждый из них имел свое название и назначение. Самый большой и главный пирог назывался -м. лукш, э. лувонь кши, его преподносили отцу невесты взамен дочери. Его приготовление у мордвы Заволжья являлось обрядом гадания: если во время печения пироги поднимались, это означало, что невеста родит сына; если же пирог расползался, то невеста будет бесплодной и злой. Верхнюю корку этого пирога обязательно отвозили обратно в дом жениха, что символизировало возращения хлеба, т.е. благополучия. Обряд вскрывания пирога является одним из моментов свадебного веселья: подруги невесты мешали жениху срезать корку и пытались выхватить у него нож, и если им это удавалось, то жениху приходилось выкупать его у девушек за деньги. Но если девушки не овладевали ножом, то они одаривали родственников жениха платками и кольцами.
Второй по важности пирог (м. сувамань пяряка, э. совамо пряка) назывался входным. Он облегчал вход в дом невесты друзьям жениха, как сватам. Пирог '' ава ловцо'' (''материнское молоко'')предназначался матери невесты. Его вручали либо мать жениха, либо сваха вместе с платком или онучами для лаптей. При этом ее благодарили за то, что она вырастила такую хорошую дочь.
В некоторых мордовских селах пекли девичий пирог, который сваха приносила в дом родственников, где невеста скрывалась от друзей жениха. Он предназначался подругам невесты.
Свадебные пироги, а иногда и хлеб, как правило, украшались фигурками животных (обычно конь с седоком или пара голубей). Кроме того, в пирог втыкали украшенные цветной бумагой и лентами одну-две ветки дерева. Такую украшенную ветку сосны в бывшем Ардатовском уезде называли ''шачумарина'' (''плодородное дерево''). Многие исследователи видели в этом не только магический прием, целью которого являлась обеспечение плодовитости и благосостояния новой семьи, но и пережитки тотемизма. Например, Ф.В. Плесовский считает, что в связи с развитием земледелия значение хлеба и каши в жизни крестьянина возрастало, а роль животных, рыб, деревьев в обрядах постепенно уменьшалась. Началом замены тотемных животных хлебом он считает курник - пирог с начинкой из курицы и рыбный пирог. У мордвы также до недавнего времени сохранялись подобные начинки. Например, в нижний или верхний слой пирога ''лукш'' обязательно клали целую жареную курицу и неразрезанные лупленые яйца. Пироги с рыбной начинкой, как правило, на свадьбу не делали.
Большую обрядовую роль в мордовской свадьбе играла каша, которая тоже символизировала богатство и животворную силу. Последний день пребывания невесты в доме родителей также называли днем каши (кашань ярсамо чи). В этот день родственницы невесты приносили ей по чашке каши. В некоторых местах невеста с подругами ходила к родственникам есть кашу. Чашку с кашей клали и в сундук с приданным. Наряду с хлебом, каша подавалась на стол во время свадебных молений и трапез. В молитвах просили для молодых счастья в семейной жизни и богатства столько, сколько крупинок в горшке с кашей.
Таким образом, видим, что хлеб, пироги, каша занимали значительное место в Поволжских свадьбах. Они не только воплощали в себе занятия и кулинарное мастерство народа, но и являлись символом благополучной и обеспеченной жизни новой семьи и всего рода.
У народов Среднего Поволжья была очень распространенной варка тестяных продуктов в воде. Например, любимым марийским кушаньем была "лашка" или суп с особо приготовленными клецками. Об этом кушанье, распространенном в XVIII веке, говорил Миллер: "Смешанный с салом или коровьим маслом хлеб, в мелкие продолговатые куски разрезанный и воде крепко вареный, который они и едят с кислым молоком". Значительное место в питании занимали продукты животного происхождения. Употребляли говядину, баранину, конину, а свинину ели только православные народы, так как у мусульман она была запрещена шариатом. Не употребляли также мясо павлина, голубя, лебедя, считавшихся священными птицами. В качестве кушанья татары и башкиры употребляли национальное блюдо узбеков - плов. Интересно, что в приготовлении плова нередко принимали участие мужчины, тогда как во всех других случаях мужчины не вмешивались в кулинарию. Широко использовалось мясо диких животных - оленей, зайцев, медведей, что связано с традиционным занятием - охотой. Весьма широко использовались молочные продукты. Молоко пили в сыром и кипяченом виде. У татар был распространен напиток катык - особый род кислого молока. Из катыка готовили освежающий напиток - айран, представляющий собой смесь катыка с водой. На молоке приготовляли каши, супы. Молочный суп с клецками из пресного теста являлся самым первым угощением в марийском доме. В летнее время употребляли кислое молоко, приготовляли творог, сметану. Использование творога в качестве начинки для свадебного пирога у мордвы отмечал этнограф М. Е. Евсевьев. Издавна народы Среднего Поволжья употребляли в пищу рыбу. Ее не только ели в свежем виде, но и солили, и вялили. Рыбные блюда и пироги с рыбой были традиционными кушаньями. Овощные культуры - картофель, лук, репа, тыква, морковь - использовались для приготовления жидких блюд и как приправа к различным кушаньям, а также в качестве начинок для пирогов. Большое значение в питании имели грибы, ягоды и различные дикорастущие растения. Грибы и дикие растения, такие как сныть, борщовник, щавель и другие, распространенные у народов Среднего Поволжья, в татарской кухне не занимали какого-либо заметного места. Значительное место в пищевом рационе, особенно в приготовлении праздничных и ритуальных блюд, имел мед. Мед ели с хлебом, ставили на праздничный и обрядовый столы, добавляли в начинку для пирогов, в тесто для сладких блинов и лепешек. Из меда приготовляли различные напитки.
В целом питание каждого народа было своеобразным. При этом много общего обнаруживается как у тюркских народов: татар, чувашей, башкир, так и у финно-угорских народов: удмуртов, марийцев, мордвы.

 

Одежда

 

Одежда народов Среднего Поволжья вместе с другими элементами быта в процессе культурного становления народа претерпевала изменения, но при этом всегда имела свой национальный колорит, свою этническую специфику. Это особенно проявлялось в женской одежде.
Женская рубаха (кепе - у чувашей, дэрем - у удмуртов, кулмэк - у татар) относится к типу туникообразных рубах с основным полотнищем холста, перекинутым со спины на грудь, с рукавами с ластовицами и прямыми боковыми вставками. Этот тип издавна был распространен не только у всех народов края, но и у ряда народностей, расселенных далеко за его пределами как в Восточной Европе, так и в Западной Азии. У финно-язычных народов эта рубашка имела прямые клинья, была относительно узкой, обтягивающей торс, её носили с поясными украшениями. У тюркских народов она была более широкой, что достигалось значительными расклиниваниями её нижней части. Стык двух отмеченных разновидностей данного типа рубахи можно проследить у тюрко-язычных чувашей, имеющих в одежде довольно много черт, характерных и для одежды финно-угров. Рубашка верховых чувашей ближе к марийской, удмуртской, в то время как белая рубаха низовых чувашей ближе к татарской - она значительно шире расклинена. Вероятно, этот тип рубахи, бытовавший у татар и низовых чувашей, весьма древний. Он сложился из образцов, принесенных с юга, и одежды коренного населения. В южном костюме удмуртки, относительно северном, рукава в дэреме были более узкими. Грудь рубахи, которая была без выреза, украшали аппликацией из кумача и засушенных цветов.
Мужская одежда была очень простой. Туникообразная рубаха, с прямым разрезом ворота, без приполка. Разрез ворота завязывался тесемками. Рубаху носили подпоясанной, поверх надевали легкий камзол. Их кроили с разрезной спиной, в которой на уровне талии делали вырезки, как и на пришивавшихся к спине полах. Благодаря этому камзолы плотно охватывали тело до талии, а ниже резко расширялись. У татар имеется ещё короткий камзол, близкий к покрою к русской жилетке, а также камзол, хотя и более длинный, но прямоспинный, как у башкир (камзол)8 и казахов (дженсыс)9. У кряшен камзол получил вид поддевки без рукавов длиною до колен. Происхождение камзола не совсем ясно, но вероятно, это весьма древняя тюрская одежда. Все народы Среднего Поволжья имели, так называемое "верхнее платье"; отличалось оно от камзола длинными рукавами. У татар это казакин, у марийцев - шавыр, или шобыр, у удмуртов - шотдерем, у русских - полуковтан, причем все эти одеяния имели два варианта: более старый - прямоспинный, и более новый - с борами сзади. Зимней одеждой у всех представителей Среднего Поволжья являлись шубы и тулупы, но назывались они у каждого народа по-своему. У чувашей и мари - шоборам, у удмуртов - пась, у татар - толып. Тулупы никогда не застегивались, а лишь глубоко запахивались на левую сторону и иногда подпоясывались кушаком.
Обувь у народов Среднего Поволжья в прошлом была кожаная, лыковая и вяленная. Босиком могли ходить лишь малыши. Для женщин, начиная с подростка, считалось даже неприличным показывать обнаженные ноги.
Отличительной чертой татарской обуви были особого типа чулки (тула оек), сделанные из толстого сукна белого цвета, на которые и одевали лапти. Соседние с татарами финно-язычные народы никогда шитых чулок не употребляли, а носили онучи, или вязаные чулки. У чувашей шитые чулки носили только так называемые хирди, живущие рядом с татарами. Суконные чулки широко были распространенны у башкир, но у них, кроме того, имелась короткая кожаная обувь с суконным голенищем. Удобство, относительно других народов края, татарских лаптей состояло в том, что не надо было различать правый от левого, так как они взаимозаменялись. Разницы в типе мужских и женских лаптей, как например, у верховых чувашей и марийцев, у татар не было.
Головные уборы, особенно женские, были очень разнообразны. Они отражали возрастные особенности, классовую и социальную принадлежность их носителей, национальную специфику. Девушки-мордовки, например, носили налобные повязки, которые украшали бисером позументом. Это были либо обшитый твердой тканью обруч из луба, бересты или картона, либо шелковый платок, сложенный полосой шириной 8-10 см. Встречались головные уборы, состоящие из нескольких частей - сороки, характерные для марийцев и мордвы. У татар И.Г.Георги отмечал: '' … покрывают голову шапкой, у которой бывают обыкновенно великие ушки, а верх чешуйчато устлан монетами''. Из других народов подобный девичий убор, аналог русского кокошника, С.И.Руденко8 отмечает у башкир, а В.Н.Белицер11 - у удмуртов. Все эти уборы имеют форму шлема с шишаком или без него и покрыты в большинстве случаев чешуеобразными монетами или бисером, как некоторые тухья чувашек.
Мужские головные уборы были значительно проще женских. Это различные колпаки, шапки и шляпы, которые шились из холста, сукна или меха.
Необходимой принадлежностью женского костюма были различные украшения из металла, бисера, монет, блестящих цветных пуговиц, бахромы, раковин и т. п. Они подразделялись на головные, шейные, нагрудные, поясные, наручные. Ношение украшений в крае прослеживается с глубокой древности. У марийцев различные украшения в виде цепочек, подвесок, браслетов, височных колец известны по археологическим данным с IX - XI веков. Особенно пышными были нагрудные украшения. Удмуртские нагрудники, изготовлявшиеся из монет, представляли собой, по словам Р.Г.Мухамедовой, ''сплошную массу серебра, напоминающую чешуйчатые бока рыбы''. Подобные украшения - изу - носили татары, позднее только пожилые женщины. Марийцы носили фибулы различной формы - овальные, трапециевидные, круглые. В конце XIX века получили распространение нагрудники из куска ткани с нашитыми на него монетами, бисером, пуговицами, бахромой, позументом. Такие украшения считали принадлежностью праздничного свадебного костюма.
Широко были распространены поясные украшения. Для мордвы был характерен пулугай - тяжелый (до 8 кг) передник. Его делали из прошитой ткани и украшали. Мордва-мокша к поясу подвешивала раковины, металлические бляшки. Различные пояса бытовали у марийцев. Это - кушаки из шерсти или шелка с вышитыми концами. К поясу прикреплялись различные подвески в виде предметов из кости, металла, кожаные мешочки или просто кусочки холста. Широким распространением у всех народов края в прошлом были кольца и особенно перстни. Кольца, преимущественно серебреные, часто носили крещеные татарки, тогда как у других народов они считалась главным образом мужским украшением. Большинство украшений имеет весьма древнее происхождение, они нередко встречаются в кладах булгарского времени. Часть из них характерна для тюркских народов, часть имеет аналоги в украшениях местных народностей. Нередко весьма трудно решить вопрос из-за многочисленных культурных взаимных воздействий, но происхождение некоторых украшений более легко поддается определению. Так, например, шейные украшения татарок в основном близки к украшениям финно-угорской языковой группы, а накосные украшения в большинстве своем - к тюркским.
Изучение платья, обуви, головных уборов и украшений народов Среднего Поволжья показывает их разнообразие и значительную сложность происхождения.


Литература.

1.  В.М.Ермолаев. "Сельское хозяйство ТАССР", вып.1. Казань, 1925, стр. 215 и далее.
2. П.Рычков. "Письмо о земледельстве в Казанской и Оренбургской губерниях." ''Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащие''. СПб., 1758, стр.433-434.
3. И.Лепехин. ''Дневные записки путешествий по различным провинчиям Российского государства", ч.1, СПб., 1771,стр.126.
4. Н.И.Воробьев. "Казанские татары". Казань, 1953, стр.92; Он же. "Чуваши". Чебоксары, 1956, стр.86, 87.
5. Н.И.Воробьев. ''Татары Среднего Поволжья и Приуралья'' М.1967, стр.66.
6. Н.И. Воробьёв и др. "Чуваши". Этнографическое исследование. Ч. 1, стр. 361.
7. С.И. Руденко. "Башкиры. Историко-этнографические очерки". М.-Л., 1955, стр.81.
8. Е.И.Руденко. Указ. соч., стр.137.
9. Н.Н.Вечеслов. "Описание костюмов русских и инородческих у крестьян Казанской губ". Казань, 1973.
11. В.Н. Белицер. Народная одежда удмуртов. М.1951, стр.58.