Аркадий Черкасов,
академик Международной Академии Северного Форума


О российско - канадском сотрудничестве
на Севере и в Арктике: роль Северного Форума

 

Север и Арктика – одна из наиболее специфических и, вероятно, наиболее перспективная область российско-канадских отношений. Взаимный интерес здесь представляют две различные группы проблем:

1) Преимущественно политические, международно-правовые и связанные с ними проблемы российско-канадских отношений в собственно Арктике - морях, островах и прилегающих побережьях Северного Ледовитого океана;

2) Преимущественно хозяйственные и технологические проблемы российско-канадского сотрудничества в освоении северных территорий в самом широком географическом смысле (включая всю Сибирь и Дальний Восток), значение которых, несомненно, нарастает.

В Арктике, где большинство научных, экологических, транспортных и других технологических проблем носят глобальный характер, российско-канадские связи можно рассматривать в контексте многосторонних международных отношений. Важно учитывать, что интересы Канады здесь во многом сходны с интересами России. Канада – одна из “великих арктических держав”: ведь так называемый “канадский сектор” Арктики (условно проводимый от полюса до крайних восточной и западной точек континентального арктического побережья Канады) занимает примерно 25% Арктики; он – второй по величине после аналогичного “российского сектора”, занимающего 40%.

Канада заинтересована в том, чтобы укрепить свой суверенитет над акваторией Канадского Арктического архипелага, через которую пролегает так называемый Северо-Западный проход – морской путь, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Поскольку США не признают государственного суверенитета Канады над проливами, составляющими Северо-Западный проход (что не раз являлось источником межгосударственных трений в 1970-1980-х годах), Россия может рассматриваться Канадой как “естественный союзник” в вопросах укрепления национального контроля (политического, экономического и экологического) над арктическими акваториями, прилегающими к каждой из стран. Для укрепления такого рода “союзнических” отношений важную роль может играть сотрудничество между двумя странами в области арктического судоходства (пока Россия не утратила своей лидирующей роли в этой отрасли), разведки и эксплуатации ресурсов морского шельфа (где впереди Канада), геофизических, экологических и других научных исследований Арктики.

Хозяйственное и научно-техническое сотрудничество в освоении северных территорий, занимающих более половины площади как России, так и Канады (даже по 70% – в зависимости от того, на основании каких критериев проводить “южную границу Севера”), предпочтительнее рассматривать в двустороннем плане, в том числе и в плане сотрудничества между отдельными регионами – субъектами Российской федерации и провинциями и территориями Канады. Особенно перспективны провинции Квебек, Альберта и Северо-Западные Территории, специализированные фирмы которых уже установили прямые связи со сходными по природным условиям и хозяйственному профилю регионами Российского Севера. Большой потенциал развития таких связей имеют также провинции Манитоба, Онтарио, Британская Колумбия, Саскачеван и даже небольшая северная Территория Юкон. Каждая из них располагает обширным позитивным опытом освоения Севера в рамках своей отраслевой специализации и имеет своего рода “экономико-географические аналоги” на территории Российского Севера.

Начавшееся в 1971 г. (кстати, с визита в СССР Жана Кретьена, который в ту пору занимал пост министра по делам индейцев и Севера) сотрудничество между двумя странами в Арктике и на Севере предусматривалось по следующим направлениям:

1) научно-техническое сотрудничество, в том числе в области геологии, метеорологии, климатологии, охраны окружающей среды, строительства, технологии арктического морского, наземного и воздушного транспорта;

2) сотрудничество в решении социальных и культурных вопросов, т.ч. в области этнографии, образования, здравоохранения, социально-экономических проблем коренных народностей Севера, культурных и академических обменов, а также контактов между коренными народами северных территорий обеих стран (последние фактически начались лишь в конце 80-х годов);

3) экономическое сотрудничество, включая освоение невозобновимых и возобновимых ресурсов.

Наиболее успешно осуществлялось сотрудничество по первому из указанных направлений, хотя и оно до конца 80-х годов заметно тормозилось “традиционными” для СССР бюрократическими препонами. Тем не менее, можно сказать, что из всех стран (за исключением разве что Финляндии) наилучшие с политической точки зрения и наиболее успешно развивающиеся отношения в области сотрудничества на Севере СССР имел именно с Канадой.

В июне 1992 г., в ходе визита тогдашнего Президента Российской Федерации Бориса Ельцина в Канаду, было подписано российско-канадское Соглашение о сотрудничестве на Севере и в Арктике. В его рамках было предложено 35 проектов и направлений совместной деятельности в области науки (геологии, геофизики и других наук о Земле), строительства, здравоохранения, проблем коренного населения, социально-экономического развития, защиты окружающей среды и развития горнодобывающей промышленности. Доклад “Канада и приполярный мир”, опубликованный в 1997 г. Постоянным комитетом по иностранным делам и международной торговле Палаты Общин канадского парламента, рекомендуя продлить срок действия этого соглашения, характеризовал российско-канадские отношения как “хорошие, если не замечательные”. Более того, Северо-Восток Сибири оценивался, с точки зрения возможностей освоения его богатейших ресурсов, как “регион с низким коммерческим риском и огромным потенциалом”. Несмотря на проявленный таким образом оптимизм (напомним – это было до августовского кризиса 1998 г.), в докладе отмечался недостаточно быстрый рост прямых канадских инвестиций в России, суммарный объем которых ко времени опубликования доклада не превышал 300 млн. долл. Эти инвестиции были сосредоточены главным образом в золотодобывающей и нефтегазовой промышленности. Наиболее заметно “канадское присутствие” на российском Севере в гражданском и жилищном строительстве, в частности, в Республике Саха.

Интересно, что параллельно межгосударственным связям на уровне федеральных правительств, еще в 1985 г. были установлены и российско-канадские связи на “межрегиональном” уровне. В частности, был подписан протокол об экономическом и научно-культурном сотрудничестве между РСФСР и провинцией Квебек, “северная направленность” которого была подтверждена и расширена в Квебекско-Российском соглашении 1988 г. В разработке и подписании этого соглашения от российской стороны участвовал тогда и наш нынешний премьер Михаил Касьянов – в ту пору молодой сотрудник Госплана РСФСР. Поскольку основной организацией, “курировавшей” российско-квебекские связи с российской стороны, был именно Госплан РСФСР, вскоре прекративший своё существование, а статус России поднялся до уровня независимой федерации и перестал соответствовать квебекскому, выполнение этого весьма перспективного соглашения было фактически приостановлено уже в 1991 г.

В ходе обсуждения перспектив “северных” связей двух стран с середины 80-х годов отмечалось, что хорошим импульсом для экономического сотрудничества на Севере могла бы послужить организация совместных предприятий в горнодобывающей, лесной, пищевой, “местной” (включая ремёсла) и в других отраслях промышленности. При этом было бы целесообразно использовать не только капитал и научно-технический опыт обеих стран, но и, что не менее важно, опыт канадской стороны в области международного маркетинга (при направлении части продукции совместных предприятий на экспорт). Выдвигались предложения привлекать канадский мелкий бизнес, а также кооператоров для развития кооперативного движения в среде коренных народов Севера обеих стран. Так, например, еще в 1985 г. Совет вождей индейского народа кри провинции Квебек на переговорах с правительственной делегацией РСФСР обращался с просьбой прислать российских специалистов, чтобы совместно наладить здесь в коммерческих масштабах производство чёрной икры (сырьё для которого в районе имеется в изобилии, но у индейцев – как и канадцев вообще – нет соответствующих навыков). Эта идея так и не была претворена в жизнь. Ещё более масштабным по результатам могло бы стать осуществление предложения об организации на канадской территории с помощью специалистов из числа коренных народов Российского Севера смешанных российско-канадских оленеводческих хозяйств (при наличии прекрасных тундровых пастбищ, оленеводство в Канаде исторически отсутствует – и при этом безработица в среде традиционных охотников-аборигенов очень высока). Это предложение также осталось без рассмотрения – но само появление подобных идей указывало на возможности потенциально взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами не только в сферах высоких технологий, но и в самых “традиционных” отраслях.

Следует подчеркнуть, что создание новой “инуитской” (эскимосской) Территории Нунавут (выделенной в 1999 г. из состава Северо-Западных Территорий) потребует определенной перестройки в организации российско-канадского сотрудничества в Арктике и на Севере. По-видимому, более активную роль в этом сотрудничестве могут играть прямые контакты с Нунавут российских северных автономий, прежде всего Ненецкого, Ямало-Ненецкого, Таймырского, Корякского, Чукотского автономных округов и особенно Республики Саха (Якутии).

Весьма перспективным представляется и развитие канадскими регионами прямых связей с северными субъектами РФ, входящими в созданную в 1991 г. международную организацию регионов северных стран мира – Северный Форум. Кроме шести вышеупомянутых северных автономий, в Северный Форум также вошли Эвенкийский и Ханты-Мансийский автономные округа, Магаданская и Сахалинская области, Республика Коми, а недавно и наша “северная столица” – город Санкт-Петербург. Канадскими членами организации Северного Форума в настоящее время уже являются провинция Альберта, Северо-Западные Территории и Территория Юкон, в перспективе – вступление Квебека и Нунавут. В сумме, в организацию Северного Форума на сегодня входят администрации 25 регионов десяти северных стран. Научную базу его деятельности обеспечивает созданная в 1994 г. Международная Академия Северного Форума. Среди ее крупнейших проектов – развитие культуры, народного образования, оленеводства народов Севера, изучение проблем энергетики, глобальных природных процессов и ресурсов Арктики и Севера. Особый интерес для российско-канадского сотрудничества представляет проект “Основные направления совершенствования искусственной среды обитания северян” (циркумполярная инфраструктура, градостроительство, жилищно-гражданское строительство на Севере), где уже накоплен позитивный опыт (деятельность инженерно-архитектурной компании “Фергюсон Симек Кларк” в Якутии-Саха). С российской стороны его ведет давний партнер канадцев – в настоящее время зам. начальника Главгосэкспертизы РФ, академик Северного Форума Нариман Суханов.

Необходимость развития подобных прямых контактов подчеркивается в Совместном Российско-канадском заявлении о сотрудничестве в Арктике и на Севере, подписанном в ходе первого официального визита Президента РФ Владимира Путина в декабре 2000 года. Среди более 45 проектов, реализуемых ныне на российском Севере с участием Канады, в нем особо выделены программы, направленные на “укрепление институтов коренных народов, а также развитие прямых двусторонних связей по линии “Север – Север”.


 Russian-Canadian co-operation in the North, and the Northern Forum organization

    • By Dr. Arkady Cherkasov, Senior Researcher, Institute for the USA and Canada Studies (Russian Academy of Sciences), Member of the International Northern Forum Academy

The Joint Statement by Canada and the Russian Federation on Co-operation in the Arctic and the North signed in Ottawa in December 2000 during the Russian President’s visit to Canada, among more than 45 joint projects, calls for promoting “direct bilateral North-to-North linkages”. The author believes that the ideal vehicle for this may become the Northern Forum, which is an international organisation founded in 1991 by local administrations and public non-governmental organisations of 14 administrative regions of eight circumpolar (northern) countries. By now, membership in the Northern Forum has increased up to 25 members, including the Province of Alberta, the Yukon and the Northwest Territories of Canada, the Sakha (Yakutia) and Komi Republics, the City of St.Peterburg, the Sakhalin and Magadan Oblasts (Regions), and several northern Autonomous Okrugs (Districts) of the Russian Federation. Most of these (and other countries’) northern administrative units since then have established direct bilateral links; especially active members of the Northern Forum have been the Sakha Republic (Yakutia), the Lapland Region of Finland, and the State of Alaska.

In 1994, the Council of Directors of the Northern Forum, during its session in Rovaniemi, Finland, has established the Forum’s scientific body: the International Northern Forum Academy. Among current activities of this Academy, at least eight serious scientific projects are underway. They include cultural, educational, biological, ecological projects, as well as those dealing with energy, natural resources, reindeer breeding etc. One of them, entitled “Circumpolar Infrastructure”, deals with the Habitat of the North. It may be especially interesting for Russian-Canadian co-operation which already has a good record of northern dwelling and civil construction, e.g. “Ferguson Simek Clark” (a Yellowknife architectural engineering company) activities in the Sakha Republic. In order to avoid fragmentation of scientific efforts the author calls for a better co-ordination of activities and joint projects of the Northern Forum Academy, the International Arctic Social Sciences Association, the North-oriented members of the Canadian Studies’ Associations, and other similar scientific organizations.

It seems to be an appropriate moment to call for a restructuring of the Russian-Canadian Northern co-operation, putting more stress on direct North-to-North linkages, especially between Nunavut and the “Native” Autonomous Okrugs (Districts) of the Russian Federation, as well as the economically mighty Sakha Republic (Yakutia) – one of the leaders of the International Northern Forum Organization. The latter, which also includes the Province of Alberta , the Yukon and the NWT of Canada, may become, along with the Arctic Council, an ideal vehicle of the much-needed international co-operation in the North.


Статья  предоставлена редакцией журнала  Канадский Паспорт
N1-2 2002г.
Информационное Агентство "Мобиле" 
www.mobile.ru

niw 10.02.02 00:01:26 +0300