Аркадий Черкасов. наиболее полная подборка статей.

 
 

Аркадий Черкасов.
старший научный сотрудник Института США и Канады РАН
действительный член Международной Академии Северного Форума

 
 

Северная америка
как перекрёсток цивилизаций

Первого июля 2007 года Канада отметила 140-летие создания Канадской Конфедерации, которое тогда стало первым шагом к нынешней полной независимости страны.

В этом же году исполнилось 140 лет со дня подписания российско-американского договора об «уступке» США российских колониальных владений в Северной Америке 30 марта (по старому «русскому стилю» 18 марта), и 140 лет со дня официальной передачи этой «Русской Америки» под юрисдикцию Соединенных Штатов (18 октября).

Во время встреч российских и канадских лидеров в разные годы неоднократно подчёркивалось, что Россия и Канада – соседи, с обеих сторон звучали призывы к развитию «добрососедских» отношений[1]. Да и мы часто называем Канаду «нашим соседом через Северный полюс». А ведь вся наша «общая граница» сегодня сосредоточена только в этой географической точке, в которой сходятся полярные арктические сектора обеих стран[2]. Но знаете ли вы, что 140 лет назад территории тогдашней России и современной Канады имели более чем тысячекилометровую общую сухопутную границу? Впрочем, продолжалось это «тесное соседство» всего три с половиной месяца – с 1 июля по 18 октября 1867 года…

Как это получилось, и как наша граница сжалась до размеров простой географической точки?

Кто, где и когда открыл Америку?

Не говорите, что это сделал 12 октяб­ря 1492 года Христофор Колумб, увидевший в этот день берега тропи­ческого острова, который он назвал Сан-Сальвадор. Нет: уже точно дока­зано, что за пять веков до него на бе­регах другого, гораздо более север­ного острова, относящегося к Амери­ке ныне канадского Ньюфаундленда высадились скандинавские викинги. Они постро­или там посеёлок, остатки которого обнаружены археологами. Есть, од­нако же, гипотезы, что ещё до викин­гов Америку «открыли» миссионеры ирландские монахи[3], которые пыта­лись обратить в христианство живу­щих там индейцев...

Стоп!.. «Живущих там индейцев»?! Что же это за открытие «нового» континента, если там уже жили люди? Этак и автор данной статьи может сказать, что это он открыл Америку 21 октяб­ря 1979 года, как раз в свой день рождения впервые ступивший на этот континент и обна­руживший там, в таинственной Канаде, за «железным зана­весом», заселенную землю и даже несколько крупных городов!

Но шутки в сторону. Конечно, Амери­ку открыли те люди, которые при­были туда самыми первыми. Было это, согласно последним археологическим данным, примерно 30 тысяч лет назад, и прибыли они не с востока, из Европы, через Атлантику, как мы с Колумбом, и не морем, как он, и не по воздуху, как я, а с запада, из Азии, пешком. И при­шли они сначала на Аляску через Чукотку, че­рез существовавший тогда сухопут­ный «Берингов мост» перешеек на месте нынешнего Берингова проли­ва, соединявший Азию и Америку.

Многими волнами приходили азиат­ские племена на Аляску, и каждая но­вая, последующая волна переселен­цев «подталкивала» предыдущую, обосновавшуюся было здесь, и сдви­гала ее далее на юг, побуждая к пре­одолению огромных пространств се­верной тайги, потом прерий, засуш­ливых равнин и высокогорий Цент­ральной Америки, а потом и тропи­ческих лесов Южной. Предки всех ин­дейских племён Америки, вплоть до будущих жителей Огненной Земли, прошли когда-то через Аляску и ос­тавили там археологические следы своего временного обитания.

Эта беспримерная по преодолен­ным расстояниям лавина миграций началась еще в те времена, когда физический тип «азиатской» (монголоидной) расы ещё не сложился, и поэтому индейцы внешне не очень похожи на своих азиатских соседей по Тихоокеанскому бассейну. Кстати, кожа у них смугловатая, но без како­го-либо «красноватого оттенка», о котором иногда пишут несведущие люди «Краснокожими» их прозвали европейцы, первыми встретившие на берегах Атлантики племя, кото­рое имело обычай раскрашивать свои тела красной глиной. Те же ев­ропейские «первооткрыватели» на­звали их «индейцами». Они полагали, что «открыли» не новый континент (о су­ществовании которого догадались не сразу), а часть Индии!

Последнюю волну «сухопутных» переселенцев составили предки нынешних индейцев-атапасков (сами себя они называют «на­род дене»). Они пришли на Аляску около девяти тысяч лет назад. К тому времени новый континент был уже почти «заполнен» азиатскими переселенцами, и боль­шинство дене так и остались на Аля­ске и в прилегающих районах ны­нешнего Канадского Севера[4]. Онисохранили сложившуюся у них культуру северных та­ежных охотников; из всех индейцев Америки они более других похожи на азиатов. Они перешли «Берингов мост» посуху последними. Уровень океана поднялся, морские волны и движущиеся льды навеки перекрыли перешеек. Следующими на Аляску пришли уже водой и льдами истин­ные арктические жители — эскимосы (которые на различных диалектах своего языка называют себя инуитами или юитами, что означает просто «люди»), а также их южные родствен­ники морской народ алеуты, как и эскимосы охотники на морского зверя, изобретатели байдарок-каяков. Эскимосы и алеуты уже очень похожи на своих азиатских соседей чукчей, коряков, камчатские народы. До оленеводства они не додумались, (домашний олень появился у тунгусских народов в Сибири значительно позже, а на Аляску он попал только в конце XIX века), зато вместе с ними пришло пер­вое и долгое время единственное в Северной Америке домашнее живот­ное красивая и умная собака лайка. Эскимосы заняли северное побере­жье и тундру Аляски (а потом и Ка­нады, и дошли даже до Гренландии), индейцы остались на таежном юге, а алеуты обжили острова, получив­шие название Алеутских. Цепочка островов, самые западные из которых сейчас носят название Командорских, протягивается почти до самой Камчатки, и тут-то про­изошла еще одна встреча цивилиза­ций по историческим меркам, сов­сем недавно: всего три века назад.

Как Аляска стала Аляской

Когда школьники или совсем юные студенты спрашивают, как получилось, что Америка, этот «индейский материк», разделился, в конце кон­цов, на совершенно не­похожие друг на друга страны, ко­ротко можно ответить так. Разные его части завоевали и стали осваи­вать «разные» европейцы, носители разных вариантов европейской ци­вилизации, причём пришедшие с востока, через Атлантику. Мексика и все, что южнее это Латинская Америка, следствие завоеваний и колонизационного броска Испании и Португалии. Северная же Амери­ка, грубо говоря, разделилась так: полоса Атлантического побережья, в XVII веке захваченного и заселён­ного британцами, расширявшаяся на запад, через весь континент вплоть до побережья Тихого океана это территория, которая, в конеч­ном счете, стала называться США. Та­кая же «полоса», но более северная, начало современному освоению ко­торой положили в XVII веке францу­зы,  это нынешняя Канада.

 По такой схеме Аляске положено было бы стать ча­стью будущей Канады ведь она даже не граничит с «основной» терри­торией США («смежными 48 штатами», как их называют). Но в том же XVII веке в Северной Америке поя­вился еще один «цивилизационный» фактор, следствием воздействия которого стало возникновение совершенно отдельно расположенного, самого крупного по территории (и, на сегодня, «наименьшего» по населению) будущего американского штата Аляски.

Этим фактором стала русская коло­низация, которая затронула Новый Свет в тот же период, но совершен­но с «другого конца» с крайнего северо-запада континента.

Русские казаки-землепроходцы, продвигаясь навстречу солнцу на вос­ток (как и, веком позже, франкоканадские «вояжё­ры» на запад, они шли в поисках ценнейшего тогда северного богатст­ва пушнины), пересекли всю Сибирь и в 1648 году открыли пролив между Азией и Америкой. Это сделал казак Семён Дежнёв, но открытый им про­лив получил сто лет спустя название в честь описавшего его датчанина на русской службе Витуса Беринга (по­вторилась история «первооткрывате­ля» Христофора Колумба и «первоописате­ля» Америго Веспуччи). Переплыв этот пролив, русские казаки, а в XVIII веке и официальные посланцы вла­стей Российской империи в поисках источников пушнины постепенно подчинили себе значительную терри­торию северо-западный угол Севе­роамериканского континента, полу­чивший название «Русская Америка». Границы тогдашней «Русской Америки» практически совпадают с будущими граница­ми нынешнего американского штата Аляска. То, что было частью России, граничило с тем, что впоследствии стало частью Канады! Но дальнейшее развитие истории внесло свои поправки…

Как русская Аляска стала американской

Сначала немного подробнее о том, как эта часть Америки стала «русской». Как уже было сказано, «открыли» ее русские казаки-землепроходцы. А еще их называли «промышленники» в том смысле, что они пришли туда из Сибири промышлять пушного зверя. Открыли они ее не для «всего мира», не «для Европы» И даже не «для России», а просто для себя открыли, как и их предшественники сначала индейцы, потом эскимосы (инуиты и юиты) и их родственники алеуты, которые сами себя называли унанганами. До Москвы, а позже Санкт-Петербурга доходили только смутные слухи о «неведомой землице» за ледяным морем.

В 1725 году, перед самой своей кончиной, Пётр Великий отправил датчанина Витуса Беринга разведать и нанести на карту эту полусказочную землю. Пока Беринг добирался через всю Сибирь до Камчатки, да строил там корабли, да разведывал пути через море (позже названное в его честь Беринговым), прошли долгие шестнадцать лет. Лишь в 1741 году берег Аляски обнаружил корабль Алексея Чирикова верного спутника Беринга.  Семнадцатого октября 1741 года «официальные» посланцы Российского государства впервые ступили на землю Аляски и объявили ее российским владением.

Первые русские поселения на Аляске основал сибирский купец Григорий Шелихов; он же в 1794 году пригласил сюда (на алеутский остров Кадьяк) первую Российскую духовную миссию. За первые же два года ееёдеятельности в православную веру было обращено 12 тысяч алеутов. После смерти Шелихова (1795 год) его дело продолжил его сподвижник Александр Баранов – «честный, способный и безжалостный человек», как характеризуют его американские историки[5]. Он подавил сопротивление южных соседей алеутов индейцев-тлинкитов и основал на их землях русское поселение Ново-Архангельск (с 1867 года город Ситка), ставшее главным центром российских владений в Америке. В 1799 году была создана «Российско-американская компания», до 1867 года управлявшая своими владениями, получившими официальное название «Русская Америка». Над северо-западной частью Американского континента взвился бело-сине-красный русский флаг, на расширенной верхней полосе которого император Павел I дал право поместить российский национальный символ двуглавого орла. Акционерами Российско-американской компании являлись члены императорской фамилии, правительственные чиновники, русские купцы и предприниматели. Административно русские колонии на американском побережье находились в ведении Морского министерства России.

Баранов и прибывший ему «на помощь» Николай Резанов (герой будущего московского мюзикла «“Юнона” и “Авось”» сюжет которого, кстати, исторически верен) установили добрые связи Русской Америки с молодыми Соединенными Штатами (Джоном Астором и другими нью-йоркскими бизнесменами). С помощью посредников-американцев была налажена продажа аляскинских мехов в китайский порт Кантон (Гуанчжоу), закрытый в ту пору для русских. Для снабжения холодной Аляски продовольствием Резанов пытался основать сельскохозяйственные колонии в Калифорнии и даже на Гавайях. Но из этой затеи ничего не вышло. Русские казаки-промышленники, беспокойные люди добирались до Аляски, чтобы разбогатеть на торговле пушниной, а потом в лучшем случае вложить деньги в дело, а в худшем размашисто прокутить, но и то и  другое на Родине. Поселяться в Америке, даже «Русской», в ту пору мало кто хотел слишком далёкой она казалась для россиян, дальше самого «Дальнего» Востока. Первым, кто привез из России на Аляску свою жену, был барон Фердинанд Врангель, правитель «Русской Америки» в 18291835 годах.

 Главными приверженцами и проводниками русской культуры на Аляске стали православные алеуты и дети от браков казаков с алеутками (и гораздо реже крещеными эскимосками и индианками), которых здесь называли креолами. «Креститель Аляски», священник Иван Евсеевич Попов-Вениаминов (1797-1879; после принятия схимы и посмертной канонизации ныне известный как Святитель Иннокентий) был не только богословом, но и прекрасным лингвистом и этнографом. Он изучил алеутский язык и перевел на него тексты православного богослужения. Он же и его сподвижники разработали алфавиты для нескольких туземных (эскимосских и индейских) языков, опубликовали серьезные труды по этнографии Аляски, подготовили «кадры» священнослужителей из числа местных жителей. В 1845 году священник-креол (наполовину алеут) отец Яков построил православную церковь и религиозную миссию на реке Юкон для обращения эскимосов инуитов и юитов. Русское православие настолько ассоциировалось с алеутами, что многие юиты после крещения стали называть себя «алеутами». До сих пор на Аляске существует более 80 алеутских и индейских православных общин. К 1860 году по всей «Русской Америке» (а её границы были определены договорами 1824 года с США и 1825 года с Великобританией[6]) насчитывалось не более 500 русских; почти все они были мужчины. В Ново-Архангельске (Ситке), который превратился в важнейший культурный центр с церквами, музеем и, главное, школами для «туземцев», проживало всего 2500 человек. Более двух третей его жителей составляли алеуты и креолы, считавшиеся подданными Российской империи.

Сухопутная граница российских владений в Северной Америке устанавливалась российско-британской конвенцией 1825 года. Граница шла от южной оконечности острова Принца Уэльского (54 градуса с.ш.), по проливу Портлендский  канал до 56 градуса с. ш., а затем по Американскому континенту на расстоянии около 55 км от береговой линии до пересечения с меридианом 141 градуса западной долготы. Этот меридиан признавался границей до Северного Ледовитого океана[7].

После неудачной для России Крымской войны 1853-1856 годов, когда британские войска попытались высадиться даже на Камчатке, взошедший на российский трон молодой император-реформатор Александр II Освободитель понял, что малонаселённую и лишённую достаточных собственных источников продовольствия «Русскую Америку» России не удержать. Уж слишком далекой и слишком «дорогостоящей» она была для  России: огромные деньги уходили на её снабжение и содержание. Дипломатический расчёт показал, что лучше было предложить её не враждебной (в ту пору) Великобритании, а дружественным США. После трёхдневных переговоров в Вашингтоне с тогдашним госсекретарём США Уильямом Сьюардом 18 (30) марта 1867 года был подписан российско-американский договор, и Аляска была продана не «на 99 лет», как почему-то думают некоторые, а навсегда. Первоначально предлагавшуюся американцами цену в 5 млн долларов золотом российской дипломатии удалось поднять до 7,2 млн. золотых долларов[8], что тогда соответствовало 11 млн. российских золотых рублей.

Много это или мало? Честно говоря, не знаю, во сколько сотен раз надо умножить «тогдашний» доллар, чтобы получить аналогичную по покупательной способности сумму в долларах «теперешних». Деньги были тогда совсем другие…

   Американская общественность тогда считала, что покупка была ненужной и слишком дорогостоящей; был поднят шум в прессе. Но, в конце концов, сенаторы дали себя уговорить, проголосовав со счётом 37 голосов «за» при 2 «против» –  в пользу приобретения Аляски. Восемнадцатого октября 1867 года, через три с половиной месяца после провозглашения по соседству с ней британского доминиона Канадской Конфедерации «Русская Америка» превратилась в Американскую Аляску. А её сухопутная граница по 141-му меридиану западной долготы  была продолжена по Ледовитому океану до Северного полюса и превратилась в восточную границу так называемого «американского» сектора Арктики (8% всей площади Арктики), узким клином разделяющего «российский» (44% Арктики) и «канадский» (21%) секторы[9].

«Секторальный» принцип суверенитета в Арктике до сих пор не получил чёткого международного признания. Тем не менее, на картах, официально издаваемых в Канаде, всегда указываются «границы канадского сектора Арктики» (но не российского); на российских картах – границы российского сектора (и только), на американских – никаких границ. Российско-американский договор 1867 г. определил принадлежность островных  территорий в районе Берингова моря, Аляски и Чукотки, за исключением острова Врангеля, который только в том же 1867 г. был нанесён на карты американской экспедицией Т.Лонга. В дальнейшем  о своём суверенитете над островом Врангеля заявляли США (незаконно установившие здесь свой флаг в 1881 г.), Канада (1922) и СССР- Россия, в том же 1922 г. опротестовавшая это канадское заявление со ссылкой на ноту МИД России о принадлежности острова Врангеля Российской империи, направленную всем заинтересованным государствам в 1916 г.[10]

Вскоре после продажи Аляски, в конце 1867 г. практически все  немногочисленные русские жители покинули Аляску: несколько месяцев спустя в Ситке осталось не более десятка русских. Русское культурное наследие Аляски осталось в руках православного коренного населения её южной части и оно достойно сохраняет это наследие до наших дней. Привлечённые этим «русским духом»,  в 1968 г.  на  Аляску из штата Орегон переселились несколько семей русских староверов (старообрядцев), давно покинувших Россию из-за религиозных гонений. В 1962-1965 гг. они прибыли в Орегон из Бразилии, но не пожелали жить и здесь «в окружении американцев», усматривая в этом ассимиляционную угрозу их вере. Они основали отдельное поселение Николаевск на полуострове Кенай в окрестностях г. Сьюард. Сейчас население Николаевска составляет около 500 чел., но они – не потомки жителей когда-то проданной «Русской Америки»[11].

А американского госсекретаря У. Сьюарда, санкционировавшего покупку Аляски, еще долго тягали к ответу американские же патриоты за разбазаривание национальных средств на приобретенный «ящик со льдом»!

Не будем жалеть о давно проданной Аляске. И Аляска пусть не жалеет – покуда у неё хватает сил терпеть зависть перед расцветом соседствующих с ней Чукотки и Камчатки. Счастья вам, дорогие соседи!



[1] Современная Канада. Справочник. /Под ред. С.М. Молочкова. М.: Наука, 1998, с.9; А.И.Черкасов. Канада и Россия: соседи и близнецы // Энергия: экономика, техника, экология, 2001,  №9, с.46; Канада: взгляд из России. Экономика, политика, культура. /Под ред.В. И. Соколова. М.: АНКИЛ, 2002; А. И. Черкасов. Российско-канадское сотрудничество на Севере и в Арктике.// США v Канада: экономика, политика, культура. 2004,  № 10, с.119 

[2] О.А. Бринкен. Канада и Россия в Арктике /Канада и Россия: арктическое измерение». Изд-во Санкт-Петербургского ун-та. СПб, 2005, с.7-8

[3] The Canadian Encyclopedia. Edmonton , 1994, vol. II, p. 901

[4] Подробнее о населении и культуре этого региона см.: А.И. Черкасов. Канадский Север в начале XXI века: хозяйство и люди.// США v Канада: экономика, политика, культура, 2006,  № 2

 

[5] America Illustrated, 2000, №, p.53; цитаты и другие фактические материалы здесь почерпнуты из официального издания штата Аляска “The Best of Alaska. Alaska Video Postcards. Special collectors edition. Anchorage , 1994

[6] Н. А. Дьякова, М. А. Чепелкин. Границы России в XVII XX веках. Приложение к «Истории России». М. , изд-во «ШИК», 1995, с.113

6 Там же, с.113.  Подробнее см.: Д.А. Володин.Канада: проблемы суверенитета в Арктике/США v Канада: экономика, политика, культура, 2006, №12

[8] Н. А. Дьякова, М. А. Чепелкин.Указ.соч., с.114

 

[9] там же, с. 115; Современный правовой статус российского сектора Арктики.  «География», 2007, №1, с.3-7

[10] там же, с.4

[11]  O. Basargin. A Story of  Nikolaevsk, As told by Solomia Kalugin. Nikolaevsk School , 1984, 26 pp.

 
 
  niw 16.04.2009  

2004-NIW   Все права защищены. При перепечатке ссылка на niworld обязательна. 
Webdesign, оформление журнала , рисунки -О.Романовоймастерская О.Романовой