Наиболее полная подборка статей Аркадия Черкасова.

 
 

Аркадий Черкасов.

 
 

 

Канадский город Виннипег: родина Винни-Пуха

(Опыт культурно-географического очерка)

            Столица провинции Манитоба, этот восьмой по величине город Канады, занимает «наиболее центральное» географическое положение в стране: точно в середине «ойкумены» («обитаемой зоны») Канады, простирающейся неширокой лентой вдоль американской границы с востока на запад. Он находится в 100 км от границы с американским штатом Миннесота близ естественной границы Восточной и Западной Канады – там, где леса и гранитные скалы Северного Онтарио сменяются плоскими, обширными и плодородными равнинами канадских прерий. («Прерии», т.е. североамериканские степи – слово французского происхождения, в переводе означающее «луга»). За свое географическое положение Виннипег получил прозвище «Ворота на Запад» (Gateway to the West): через него проходят все трансканадские железнодорожные и автомобильные магистрали.

            Другое его прозвище  – «пшеничная столица Канады». Именно здесь находятся штаб-квартиры федерального Канадского пшеничного комитета (Canadian Wheat Board), занимающегося регулированием производства и сбыта пшеницы во всей Канаде, Объединенной ассоциации производителей пшеницы (United Grain Growers), издающей популярный среди канадских и американских фермеров журнал «Grainews» (тираж 65 тыс. экз.). Здесь же и знаменитая Виннипегская зерновая биржа – единственная в стране и крупнейшая в Северной Америке.

            Одновременно Виннипег – и крупный промышленный центр. Здесь сконцентрированы практически все отрасли обрабатывающей промышленности Манитобы: производство сельскохозяйственной техники, мясная, молочная, мукомольная, хлебопекарная и кондитерская, пивоваренная, швейная (производство рабочей одежды, особенно фермерской), мебельная, нефтеперерабатывающая и т.д. Виннипег – важный центр полиграфии и книгоиздания, город трех университетов: англоязычных Манитобского и Виннипегского, а также франкоязычного Университетского коллежа Сен-Бонифас (Collège universitaire de Saint-Boniface). Результат – город быстро растет, на глазах хорошеет и привлекает немало новых жителей. Среди них – как переселяющиеся сюда обитатели западноканадских лесов и прерий, так и иммигранты из многих стран мира, в том числе и из России.

            Немалую роль в привлекательности Виннипега играют и относительно низкие здесь цены на жилье. Так, в 1999 г. стоимость типичного канадского «среднестатистического коттеджа» здесь составила 90 тыс. долл. Столь низки цены только в нью-брансуикском Сент-Джоне и ньюфаундлендском Сент-Джонсе (95 тыс.) и чуть ниже – в саскачеванской Реджайне (85 тыс.), но там гораздо меньше выбор и возможности найти работу. Во всех других крупных городах Канады жилье значительно дороже. (Для сравнения, цена среднестатистического коттеджа, в тыс. долл.: в Галифаксе 115, Монреале и Эдмонтоне 120, Оттаве 140, Калгари 150, Гамильтоне 155, Виктории 225, Торонто 230, Ванкувере 290).

            В Виннипеге сосредоточено 60% населения всей Манитобы – 680 тыс. чел.(2003), причем около 20% из них – иммигранты, родившиеся за пределами Канады. К так называемым «видимым меньшинствам» (лицам «небелой» расы, не включая сюда аборигенные народы Канады) относятся более 11% жителей города, значительную долю которых здесь, как и в большинстве крупных городов Канады, составляют китайцы, а также вьетнамцы и филиппинцы. Главные три особенности этнического состава населения города, выделяющие его среди других канадских городов – это большая доля индейцев и метисов (примерно 10% жителей Виннипега – по этому показателю с ним соперничает только Реджайна), украинцев (тоже 10% – примерно, как в Саскатуне) и лиц французского происхождения – франко-манитобцев (также около10%, что резко выделяет Виннипег среди других, чисто англоязычных городов Западной Канады). В его состав входит населенный преимущественно франко-манитобцами Сен-Бонифас (Saint-Boniface), до 1972 г. имевший статус отдельного города – единственного в Западной Канаде крупного (50 тыс. жителей) франкоязычного города, со своим католическим собором, университетом, франкоязычной газетой («La Liberté»), радиостанцией и т.д. Ныне Сен-Бонифас рассматривается как экзотичный «французский квартал» Виннипега. Подобно городам Халл и Гатино в составе «столичной агломерации Оттава-Халл», живописный Сен-Бонифас находится напротив центра «основного» города, на другом берегу Красной реки, которая, подобно р. Оттаве (Ottawa/Outaouais), тоже имеет два названия: с «англоязычного» берега – Ред-Ривер (Red River), с «франкоязычного» - Ривьер-Руж (Rivière Rouge). Название этой быстрой,  а в половодья и бурной реки связано с красноватым («рыжим»!) цветом ее мутной воды.

            Виннипег возник на важном перекрестке водных путей – там, где в Красную реку с запада впадает река Ассинибойн – важнейший путь франкоканадских землепроходцев-«вояжёров» на Запад, в поисках главного в 18-м веке богатства Канады – мехов, которые вояжёры покупали у индейцев. У слияния рек, где индейцы-кри встречались для торговли с вояжёрами монреальской Северо-Западной компании и соперничавшими с ними шотландскими мехоторговцами британской Компании Гудзонова залива, приплывающими сюда с севера, сейчас расположен прекрасно оборудованный Национальный исторический парк «Развилка» (The Forks, La Fourche) – живописное и познавательное место отдыха – фактически, музей истории Канады под открытым небом. Здесь когда-то и зародились поселения индейцев, французских и шотландских мехоторговцев и, как результат их контакта – метисов, давшие начало городу Виннипегу.

            Это название город получил в честь расположенного в 65 км от него огромного озера Виннипег – кстати, с прекрасными пляжами, – а означает оно на языке индейцев кри «тёмная вода» (местные жители утверждают, что от названия их города, в свою очередь, происходит имя знаменитого медвежонка Винни-Пуха, автор книги о котором гостил в Виннипеге). Название же провинции Манитобы происходит от  одноименного другого большого  озера, расположенного по соседству, название которого связано с именем Великого Духа индейцев – Гитчи Маниту, известного нам по лонгфелловской «Песне о Гайавате».

            Первое поселение европейского типа – Фор-Руж (Fort Rouge) – основал в районе «Развилки» вояжёр Ла-Верандри (La Vérendrye) в 1783 г.; напротив него, через реку в 1812 г. встал основанный Компанией Гудзонова залива Форт-Гэрри (Fort Garry), почти тогда же (1811 г.) чуть ниже по реке Красной возникло поселение шотландских иммигрантов – Форт-Селкирк (Fort Selkirk). Город Виннипег был основан в 1873 г., после присоединения Манитобы к Канадской конфедерации, сопровождавшегося весьма бурными событиями (восстанием местных индейцев и метисов под руководством Луи Риэля в 1870 г.)

            Вскоре после своего основания Виннипег превратился в крупнейший перевалочный пункт для сотен тысяч иммигрантов, следовавших в канадские прерии. Значительную часть этих сельскохозяйственных переселенцев составили украинцы, переселившиеся сюда главным образом из Западной Украины (Галиции и Буковины), находившейся под властью Австро-Венгрии. За 1891-1914 гг. в Канаду въехало 170 тыс. украинцев, и практически все они прошли через Виннипег. Ровно 100 лет спустя после начала массовой украинской иммиграции, во время всеобщей переписи 1991 г., в той или иной мере «украинское происхождение» показали 1054 тыс. канадцев (в 2001 г. – 1080 тыс.), из них «чисто-украинское» –  лишь 407 тыс. чел. (в 2001 г. – 330 тыс.). Украинский же в качестве родного языка показали всего 187 тыс. чел. (а в 2001 г. – уже менее 150 тыс.). Таким образом, подавляющее большинство украинской общины в Канаде (в Манитобе в 1996 г. проживало 160 тыс. лиц хотя бы частично украинского происхождения, из них «чистых» украинцев – около 60 тыс.), будучи канадцами уже в четвёртом-пятом поколении, перешли на английский язык, Тем не менее, этническое (точнее, этнокультурное) самосознание украинских канадцев оказалось более живучим, чем их язык, и присутствие их культуры – «украинский факт» в Западной Канаде – ощущается едва ли не меньше знаменитого «французского факта». Украинские канадцы создали свою оригинальную литературу на украинском и английском языках. Исключительно богат их музыкальный фольклор, народные танцы и т.д.; всё это, как и сохранившиеся здесь диалекты, носит отчётливую галицийско-карпатскую окраску.

            Кстати, такую же окраску носит и музыкальный фольклор виннипегских евреев. Виннипег - «самый еврейский» город Западной Канады (верующие иудеи составляют более 2% жителей города – что уступает только их доле в населении Торонто и Монреаля). Здесь недавно был построен большой Еврейский культурный центр, где, как и в других подобных общественных центрах Канады, всё чаще звучит русская речь. (Заметим в скобках, что русскоязычные канадцы, в том числе и этнически русские, в своей культурно-общественной деятельности «блокируются» не столько с украинцами, что можно было бы ожидать, сколько именно с евреями. Объяснение этому простое: если большинство украинцев в Канаде по происхождению – не «наши», российские, а представители иной, католической цивилизации, выходцы из другой, центральноевропейской империи – Австро-Венгерской, то 80% из 70 тыс. евреев, приехавших в Канаду в 1898-1920 гг. прибыли туда из России. Это не говоря уж о новейшей еврейской иммиграции, почти сплошь русскоязычной и состоящей из «носителей русской культуры». Так вот,  как раз среди евреев  Виннипега, наоборот, несколько более высока доля выходцев из Западной Украины, особенно из Черновиц, что и заметно по стилю и репертуару местных музыкальных ансамблей – «Финжан» и других).

                        Хорошо ли жить в Виннипеге?

            В Монреале или Торонто скажут, что плохо – особенно те, кто там никогда не бывали. И будут не правы. В Южном Онтарио и Квебеке распространены три заблуждения насчёт Виннипега (вроде тех, что в Москве – насчёт Иркутска). Первое: там холодно. Второе: город некрасивый. Третье: там мало культуры.

            Холодно? - Да! Но только зимой, и дело не столько в температуре, сколько в сильных ветрах с недалёкого Гудзонова залива (а это уже Арктика). Но зато по числу солнечных дней в году Виннипег уступает лишь соседним городам Саскачевана – а расположен он на более южной широте, чем Киев. Так что солнце здесь припекает, а природные пляжи озера Виннипег журнал «Плейбой» (он пишет и на такие невинные темы) отнёс к числу лучших в мире.

            Город был некрасивый – лет тридцать назад. С тех пор он сильно благоустроился:  появились элегантные небоскребы, новые парки, зоны отдыха, стали чистыми улицы, места для прогулок и отдыха на набережных рек в самом центре города (та же эволюция, что в Оттаве). Есть и своя «старина» – в частности, восстановленный Форт-Гэрри, впечатляющие здания провинциального парламента со знаменитым «золотым мальчиком» наверху, ратуша в викторианском стиле, католический собор в Сен-Бонифасе. Очень украшают город памятники знаменитейшим поэтам народов, выходцы из которых основали и построили современную Манитобу. Прямо перед провинциальным парламентом - памятник Тарасу Шевченко, с другого его бока – Роберту Бёрнсу («шотландскому Есенину»), а у противоположной стороны здания – казненному когда-то повстанцу, народному герою франкоязычных метисов и фактически основателю Манитобы Луи Риэлю, который тоже был поэтом (его песни поют до сих пор)... Такую концентрацию памятников поэтам на единицу площади встретишь только на московских бульварах. Кто сказал, что в Виннипеге «мало культуры»?

            Культуры – много. Во-первых, ее вы найдете в многочисленных «этнических» культурных центрах, крупнейшие из которых – украинский «Осередок», индейский «Aboriginal Centre», Франко-манитобский культурный центр в Сен-Бонифасе, уже упомянутый Еврейский центр, Китайский культурный центр в Чайнатауне, где проживают более 20 тыс. виннипегских китайцев. Во-вторых (нет, в ещё большей степени «во-первых»!) – в Виннипеге имеются свой симфонический оркестр, оперный театр и один из лучших в мире Королевский Виннипегский балет (и отдельно от него – Ансамбль современного танца). Есть ещё ряд театров, Виннипегская художественная галерея, отдельная Галерея современного искусства, ещё как минимум три других художественных галереи, Музей человека и природы. К своему столетнему юбилею, обширно праздновавшемуся в 1973 г. (когда и началось преображение города из «гадкого утёнка» 1970-х в нынешнего красавца) Виннипег украсился новым Центром науки и искусства с музейными экспозициями, концертным залом, планетарием, исследовательским отделом. Среди других многочисленных музеев Виннипега – музей западно-украинского поэта Ивана Франко. «Поэтическая» атмосфера Виннипега такова, что именно здесь, как правило, проводятся, например, съезды франкоязычных поэтов Северной Америки (за пределами Квебека), хотя французским языком свободно владеет лишь 11%  жителей города.

            Жить в Виннипеге – интересно и весело. Конечно, это не Монреаль, но виннипегцы тоже любят праздники и устраивают их каждый месяц, кроме почему-то апреля и ноября. Зато на июнь и июль их приходится полтора десятка. Любопытно, что знаменитый немецкий «пивной» праздник Oktoberfest (а почти каждый пятый манитобец – немецкого происхождения, в том числе здесь немало бывших российских немцев – меннонитов, переселившихся сюда в начале ХХ века) в Виннипеге почему-то упорно празднуется в сентябре. Крупнейшие праздники - фестивали, в календарном порядке,  это:

n    -Фестиваль вояжёров (вроде Квебекского карнавала, только с обязательными гонками на собачьих упряжках) в феврале;

n      - Виннипегский международный детский фестиваль в июне (кстати, слово «международный» в Виннипеге часто означает просто, что приедут гости из соседнего американского города Миннеаполиса - а они всегда приезжают);

n    - сразу после него - Фестиваль джаза (по крайней мере, в 1999 г. он состоялся уже 10-й раз);

n    - в июле - театральный фестиваль (приезжает порядка 100 трупп!);

n    - следующий за ним - Виннипегский фестиваль фольклора, плавно переходящий в знаменитую двухнедельную этническую «Фольклораму» (середина августа; в 1999 г. - 30-й раз!), которая собирает до 20 тыс. исполнителей и 400 тыс. гостей. На «Фольклораме»  можно познакомиться с песенно-танцевальным фольклором сотни (да, сотни!) этнических групп, составляющих «культурную мозаику» современной Канады, через нее увидеть весь мир, и Виннипег для этого - самое подходящее место.

                                                                                   Аркадий Черкасов

 
  niw 22.11.2005  

2005-NIW   Все права защищены. При перепечатке ссылка на niworld обязательна. 
Webdesign, оформление журнала , рисунки -О.Романовоймастерская О.Романовой